Евангельская история

Вслед за призыванием евангелиста Матфея, у евангелистов Марка и Луки следует сказание о срывании колосьев учениками в субботу и защищении их действия Господом пред укорявшими их за то фарисеями. Суббота эта была второпервою. Так как такою субботою именовалась суббота по втором дне Пасхи, в который обыкновенно приносим был первый сноп от жатвы в храм, то срывание колосьев, указывающее, что жатва в это время уже была зрелою, очевидно, имело место в соприкосновенности с Пасхою. Это и служит основанием, почему между призванием святого Матфея и срыванием колосьев помещается сказание святого Иоанна о пребывании Господа Спасителя на Пасхе в Иерусалиме, где Он, исцелив тридцативосьмилетнего расслабленного, предложил потом в храме ясное учение о Своем равенстве Богу Отцу. В первую Пасху, когда Господь только начало полагал Своему действованию по воплощенному домостроительству, Он чудесами Своими и учением возродил у имевших веру убеждение только в том, что Бог с Ним есть: что можно сказать и о всяком пророке. Теперь Он возводит их выше, определенно сказывая, что Он есть Сын Божий, равный во всем Богу Отцу. Должно было придти время, когда надлежало сказать о сем во всеуслышание. Иерусалимляне со своими церковными князьями должны были первые услышать о сем, а потом в свое время и Галилеяне.

В Иерусалиме пробыл Господь, вероятно, немного времени; и, кажется, Он только и имел в намерении сказать явно о Своем равенстве Богу Отцу. Исцеление расслабленного было только поводом к беседе о сем.

Совершив преднамеренное, Господь возвратился в Галилею. На пути, может быть, при переходе чрез долину Ездрилонскую, Он оправдывал пред фарисеями срывание учениками Его колосьев в субботу. Затем в другую субботу в синагоге оправдывал Он Свое собственное действие исцеления сухорукого, тут же в синагоге при всех.

Эти два действия в субботу и оправдание их пред фарисеями, с укором их самих, сильно раздражили их против Господа, и они вместе с Иродианами стали что-то злоумышлять против Него.

Но Господь удаляется от них к морю, вероятно, в Капернаум, для

Третьего, краткого, в нем пребывания

Не одно то, что к морю удалился Господь, заставляет положить, что Он удалился в это время в Капернаум, но особенно то, что тогда было необыкновенное стечение ко Господу народа. Это стечение предполагает одно место; и всего вероятнее этим местом было место Его жительства. Сюда устремился к Нему народ; и здесь Господь явил для него обильнейшие благодетельные чудеса. Было в сие время необычайное возбуждение в народе уповательного стремления ко Господу.

Вси сии события: срывание колосьев, исцеление сухорукого, раздражение фарисеев, удаление от них Господа и обильнейшие исцеления в предлагаемом соотношении с предыдущими и последующими событиями описываются двумя евангелистами Марком и Лукою. Сказывает о всех них и в сем же порядке и евангелист Матфей; только предыдущее им и последующее у него не те же. Как сказание его о сих событиях сходно со сказаниями святого Марка и святого Луки, то они все здесь сводятся для составления одного сказания.При сем своде евангелисты дополняют друг друга. До раздражения фарисеев все они говорят о всем. С сего же случая подробнее о всем сказывает евангелист Марк, именно: что Господь удалился к морю, что за Ним последовало много народа, на месте же стечение народа к Нему еще более увеличилось. И Он исцелил очень многих недужных всякого рода. Во всем этом согласен с ним и евангелист Матфей, говоря, где подробнее, где короче его. Евангелист Лука не говорит о сих случаях, но, сказав о раздражении фарисеев, переходит прямо к восхождению Господа на гору, ту, при которой или с которой произнесена Господом Нагорная проповедь. О сем восхождении на гору говорит и евангелист Марк, но уже после сказанных упоминаний. Из сего видно, что святой Лука опущением тех случаев, о которых говорит святой Марк, не поставляет нас в затруднение, потому что вместо него к евангелисту Марку присоединяется евангелист Матфей. После же сих случаев евангелист Марк опять сходится, ненадолго впрочем, с евангелистом Лукою.Третье хождение Господа по ГалилееОчевидно, сказания подошли к Нагорной беседе Господа. О предшествующих сей беседе обстоятельствах говорят все три евангелиста; самую же беседу передают двое евангелист Матфей и евангелист Лука.Евангелист Матфей, приступая к изложению Нагорной беседы, говорит, что Господь Иисус ходил по Галилее в сопровождении множества народа и совершил множество исцелений. Евангелист Лука говорит, что пред беседою сею Господь взошел на гору и провел всю ночь в молитве. Потом утром избрал двенадцать Апостолов и совершил множество исцелений. И затем уже начал беседу. Евангелист Марк говорит только о восхождении Господа на гору и избрании Апостолов.Из всего этого в совокупности слагается такой порядок предшествовавших Нагорной беседе обстоятельств: Господь исходит из Капернаума на проповедь в Галилее в сопровождении множества народа. В те дни, как говорит евангелист Лука, то есть во время сего хождения по Галилее, взошел Он на гору и провел там всю ночь в молитве. Утром избрал двенадцать Апостолов, и потом, совершив немало исцелений, приступил к беседе. Исцеления сии, надо полагать, суть те же самые, о которых говорит и евангелист Матфей пред Нагорною беседою. Слагаем их потому в одно сказание.До момента, когда произнесена Нагорная беседа, дошли мы по непрерывному указанию двух евангелистов. Потому ее место должно быть здесь. Евангелист Марк остановился пред самою беседою; но это как не может означать, что он не знал о сей беседе, так не означает и того, что, по нему, она имела место в других обстоятельствах. К тому же его замещает в сем деле евангелист Матфей. Потому что у него предшествующие и последующие сей беседе обстоятельства, равно как и содержание беседы, согласны с тем, как все это есть у евангелиста Луки. Разница только в том, что сама беседа у евангелиста Матфея представлена, может быть, во всей своей полноте, а у евангелиста Луки она передается в довольно сокращенном виде.