Евангельская история

По исцелении раба сотникова евангелист Лука повествует о воскрешении Господом умершего сына вдовицы в Наине.

Как об этом воскрешении поминает только евангелист Лука, то ему здесь только и место. Господь, побыв сколько-нибудь в Капернауме, опять вышел из него для проповеди и знамений и направился прямо к Наину, с сопровождавшими Его учениками и народом. Приближаясь к городу, Он встретил погребальную процессию и, сжалясь над горестию матери, воскресил единственного сына ее.

Далее у евангелиста Луки следует посольство святого Иоанна Предтечи ко Господу из темницы. О сем посольстве говорит и святой Матфей. Но оно стоит у него в связи с посланием двенадцати Апостолов на проповедь. С сим же обстоятельством два евангелиста, Марк и Лука, поставляют в связи смятение Ирода, который, услышав о славных делах Господа, не мог иначе объяснить их, как тем, что это Иоанн Предтеча, им усекнутый, воскрес и чудодействует. Следовательно, во время послания святых Апостолов на проповедь святого Предтечи уже не было в живых и посольства ко Господу устроять он не мог.

Почему для сего посольства должно быть другое место в течении событий евангельских. Как кроме евангелиста Матфея о нем говорит еще только евангелист Лука в настоящем месте, то нам ничего не остается, как признать это место настоящим местом посольства Иоаннова ко Господу. Здесь его и помещаем, привлекая сюда же и сказание о сем евангелиста Матфея и из обоих составляя одно сказание о посольстве Иоанна ко Господу с присовокуплением всего, что у обоих евангелистов говорится по сему случаю, именно: беседы Господа вслед за удалением посланных Иоанном учеников, в коей содержатся: похвалы Иоанну Предтече; обличения неверия фарисеев; обличение городов, в коих наиболее явлено Господом сил; благодарения Богу Отцу за открытие истины смиренным младенцам, минуя гордых мудрецов.

За сим, наконец, у евангелиста Луки Господь в доме некоего Симона милует слезно кающуюся грешницу и продолжает Свое хождение по Галилее в сопровождении некоторых жен, и сим заключает Свое четвертое хождение по Галилее. Так как сии последние события только у евангелиста Луки поминаются, то им здесь только и место.

Пятое пребывание Господа в Капернауме

После сего у евангелиста Луки следует собрание некоторых притчей. Собрание притчей есть и у евангелистов Матфея и Марка. Осмотрев их, находим, что у обоих них пред притчами стоит слово Господа о: кто мать и братья Ему; а выше сего и повод к такому слову. Поводом к сему послужило извещение, переданное Господу, что мать Его и братья стоят вне и желают Его видеть. Придти же их заставил распространенный фарисеями слух, будто Господь Иисус о князе бесовском изгоняет бесов и что с Ним что-то деется; каковый слух распространили фарисеи после исцеления Господом бесноватого, слепого и немого, чтоб затмить славу и этого чуда, и всех других. Услышав об этом, родные и пришли взять Господа, не столько поверив фарисейской хуле, сколько опасаясь их коварства.

Все эти события, так тесно между собою связанные, и должно поместить прежде, чем приступить к притчам, после упомянутого уже хождения Господа по Галилее в сопровождении жен.Так как исцеление слепого и немого, последовавшая затем речь Господа в обличение фарисейской хулы и особенно приход родных к дому, где был Господь, показывают, что все сие происходило в Капернауме, то и полагается, что Господь возвратился с хождения по Галилее в Свой город на пятое в нем пребывание.Перескажем, что было в сем пребывании. Было: исцеление бесного, слепого и немого; хула на это фарисеев: о веельзевуле; обличение их за то Господом, с указанием непоправимой пагубности хулы на Духа Святаго и источника всех вообще злых речей; отказ просившим знамения; извещение о том, как нечистый дух исходит из человека и опять возвращается в него; и указание, кто Господу мать и братья.В то же пребывание в Капернауме сказаны Господом и притчи. Кончив речь, Господь вышел из дома и направился к морю. За Ним народ. Он сел в лодку и начал говорить к нему притчами.Притчи передаются первыми тремя евангелистами, но не каждым все. Собираем все их воедино.При пересказывании притчей говорится, что Господь говорил их народу при море, а потом в доме некоторые из них объяснил ученикам по их прошению. Святой Марк и вообще свидетельствует, что Господь народу говорил о Царствии Своем притчами, которые потом объяснял ученикам Своим. Основываясь на сем, мы позволили себе сказания о притчах изложить в таком порядке: сначала идет изречение всех притчей, сказанных в сем случае; затем следует изъяснение некоторых из них, с разрешением вопроса, почему Господь говорит народу притчами, и приложением внушения внимать слову Божию.Некоторые из притчей повторяются в других обстоятельствах. Их и надобно считать повторенными и дать им там новое место. При многократном изменении слушавших слово Господа повторение наставлений и притчей было очень уместно. Даже и некоторые события могли повторяться.