Евхаристия

Иерей должен следить за тем, чтобы не осталось честныя Крови на усах. "Учительное известие" обращает внимание священников на "косматые усы". На Востоке священнослужители подстригают усы. Отерши тщательно уста и край Потира покровцем, священнослужители целуют тотчас по причащении святую Чашу. Когда это делает диакон, то иерей произносит: "ce прикоснуся устнам твоим...", — а когда он это сам делает, то эта формула меняется так: "Ce прикоснуся устнам моим, и отымет беззакония моя и грехи моя очистит" (Ис. 6:7) [4].

Причастившись сам, иерей призывает диакона к причащению Святой Крови: "Диаконе, приступи". Диакон кланяется (но уже, разумеется, неземно) и говорит: "Ce паки прихожду к Безсмертному...", — и затем: "Преподаждь ми, владыко, честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Иерей говорит ему: "Причащается раб Божий, диакон (имярек), честныя и Святыя Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих, и в жизнь вечную".

Диакон отирает, как указано было, уста и целует Чашу.

Следует заметить, что при причащении у нас установилось обыкновение причащаться с поминовением своего чина и даже отличия, т.е. "причащается священнодиакон" или "иеродиакон" или "протодиакон" или "архидиакон" или же "причащаюсь аз... иерей" или "протоиерей" или "игумен" или "архимандрит". На Востоке этого нет. Там не поминают в момент причащения, равно как и в момент великого входа, чинов и рангов священнослужителей, а говорят просто "диакон" или "иерей". Нечего и говорить, что причащение — не самый удачный момент для перечисления своих отличий и рангов в ряду церковной иерархии.

Следует сделать чисто практическое указание, что на престоле прилично иметь два покровца или плата для утирания: один служит при причащении священнослужителей, а другой предназначается для употребления мирян. Покровцы эти, разумеется, не стираются, а когда очень обветшают, то сжигаются, а пепел высыпается в специальное место под престолом.

По причащении священнослужителей следует причащение верных. Но предварительно священнику и диакону надлежит исполнить следующее.

1. Прочитать благодарственную молитву. В обеих литургиях эта молитва неодинакова. Литургия Святого Иоанна Златоустого: Литургия Святого Василия Великого: "Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших: яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств. Исправи наш путь (Притч. 3:6 [5]), утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наша стопы (Пс. 16:5 [6]), молитвами и моленьми Славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих". "Благодарим Тя, Господи Боже наш (Апок. 11:17 [7]), о причащении Святых, Пречистых, безсмертных и небесных Твоих Таин, ихже дал еси нам во благодеяние и освящение, и исцеление душ и телес наших. Сам, Владыко всех, даждь быти нам причастию Святаго Тела и Крове Христа (1Кор. 10:16 [8]) Твоего в веру непостыдну, в любовь нелицемерну (Рим. 12:9 [9]), в преумножение премудрости (Еккл. 1:16 [10]), во исцеление души и тела, во отгнание всякаго сопротивнаго, в снабдение заповедей Твоих, во ответ благоприятен, иже на Страшнем Судищи Христа Твоего".

Другие благодарственные молитвы (числом 5: "Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко не отринул...", — "Владыко Христе Боже...", — "Давый пищу мне...", — "Тело Твое Святое" и "Пресвятая Владычице Богородице...") читают священники обычно после Литургии прο себя в алтаре, либо читаются кем-либо на клиросе вслух всему народу, причащающемуся в этот день. За чтением благодарственных молитв священник должен особенно следить и в этом воспитывать своих пасомых.2. Вкусить теплоты и антидора и омыть руки [11]. Это происходит после потребления Даров, так что, если священник служит один, то он это делает только после совершения всего. Если же Дары потребляет диакон, то иерей может испивать и омывать руки тотчас по причащении.3. Раздробить (в случае, если есть причастники) частицы NI и КА и вложить их в Чашу. Если причастников нет, то все содержание дискоса всыпается диаконом (или, если служит один священник, то им самим) в Чашу при чтении молитв: "Воскресение Христово видевше...", — "Светися, светися, Новый Иерусалиме...", — "О Пасха велия, и священнейшая..." и, наконец, "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Если же есть причастники, то раздробляются и влагаются в Чашу частицы NI и КА, тогда как остальные частицы (Богородичная, девяти чинов и др.) влагаются по причащении мирян с теми же словами песнопений.Это очень важное, с точки зрения мистической, действие. Соединение частиц, как прославленных святых, так и других с Кровию Христовою означает, что Матерь Божия, святые и все вообще христиане, имена коих были помянуты, принимают близкое и живое участие с верными в благодарном воспоминании смерти и Воскресения Господа. Господь омывает Своею Кровию грехи тех, кто был помянут на проскомидии [12]. Наша Византийская Литургия, в отличие от всех древних восточных и западных литургий, имеет столь разработанную в смысле символическом проскомидию. Образ Небесной, вселенской Литургии от начала до конца пронизывает нашу Литургию и стоит перед духовным взором молящихся. Поминание имен на проскомидии для многих молящихся есть единственный способ молитвенного участия в Литургии, но, вероятно, не всем, а может быть, даже и очень немногим дано знать, что бывает с частицами, каково значение поминания имен и каков вселенский и всевременный смысл Литургии.4. После этого диакон (или священник) должен тщательно осмотреть дискос и сам святой антиминс, чтобы на них не осталось крупиц Святого Тела и вообще частиц. Антиминсной губой надо осторожно отереть дискос и собрать с него и с антиминса все частицы в святую Чашу.B чине причащения священнослужителей наблюдаются следующие отличия нашего порядка от греческого. У греков после вливания теплоты священник не причащает тотчас диакона, а сначала причащается сам, а потом уже и диакона. Иерусалимская редакция, кроме того, содержит в числе молитв перед причащением не только те, которые напечатаны в наших служебниках, но еще и дополнительно те, что печатаются в наших правильниках, а именно: "Ce приступаю... Боготворящую Кровь..." и молитвы "Усладил мя еси...", — "Во светлостях святых, Владыко Человеколюбче..."Кроме того, иерусалимская редакция устанавливает при причащении от Чаши произносить слова "Во Имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь". Этим подтверждается правильность мнения митрополита Филарета.