Евергетин

— Не уходи, ибо там ты впадешь в блуд.

— Тело мое уже умерло, как ты можешь мне говорить такое, — обиделся старец и ушел.

В Египте, когда услышали о приходе старца, все стали забиться о нем. Среди помощников оказалась девица, которая пришла с благими намерениями ухаживать за больным. Через некоторое время старец поправился и пал с ней. Она забеременела и родила сына. Люди спросили ее:

— От кого ребенок?

— От старца, — ответила она, но ей не верили.

Тогда старец признался:

— Да, это мой сын. Только об одном прошу — берегите мое чадо.

Когда ребенок был отнят от груди, старец взял его с собой. Он вернулся в Скит в день праздника, неся сына на плечах и войдя в церковь, сказал братьям:— Посмотрите на него: он сын преслушания. Храните себя, братья, ведь этот грех я совершил на исходе лет, в глубокой старости. Об одном прошу: помолитесь обо мне.Увидев это, все заплакали. А старец пошел в келью и продолжил свои прежние подвиги.3. Рассказывали еще об одном монахе, которого ужалила змея. Он пошел в город, чтобы получить помощь. Женщина благочестивая и боящаяся Господа приютила его и вылечила. Когда он почувствовал облегчение, дьявол принялся внушать ему похотливые помыслы. И вот как–то монах взял ее за руку.— Не надо, отче, — сказала она. — Ты же раб Христов. Подумай, как ты будешь скорбеть и каяться в своей келье. Подумай о том, как ты будешь стенать и рыдать.Когда он услышал эти и другие подобные слова, брань в нем затихла. Раскаявшись, он решил уйти, ибо больше не мог смотреть ей в глаза. Но женщина по своему милосердию стала уговаривать его:— Не торопись уходить, ибо ты еще не выздоровел. Твой помысел был не от нечистоты души, а от зависти дьявола.И так, не уступив соблазну, она вылечила его и отпустила с миром, дав денег на дорогу.2. Из того же отцаВидишь, как и этот брат, отчаявшись в уповании на Бога, проявил малодушие и без зазрения совести пошел в город ради врачевания телесного недуга. Благодать оставила его, и враг начал угнетать его. И он впадет в блуд, если его примется уговаривать какая–нибудь прекрасная жена. В таком случае пусть монах проявит стойкость и не падает окончательно. А мы со страхом Божиим всегда будем осторожны.3. Из святого ДиадохаНет никаких возражений против того, чтобы звать врачей во время болезни. Целебные травы для того и существовали с начала времен, чтобы позднее люди накопили опыт и создали врачебное искусство. Но надежду на исцеление должно возлагать не на врачей, а на истинного нашего Спасителя и Целителя Иисуса Христа.Это я говорю ради тех, кто в общежительных монастырях и в городах соблюдают сдержанность, потому что в разных случаях, которые происходят с ними, они иногда могут потерять постоянную веру в (Божью) любовь к ним, впасть в самонадеянность, поддаться искушению дьявола, а некоторые начинают говорить всем, что не нуждаются во врачах.А если кто–то ведет аскетическую жизнь в пустынных местах вместе с двумя или тремя единомысленными братьями, тому должно с верой говорить о болезнях и немощах только Господу, нашему Целителю, даже если его страдания будут весьма сильны. Ибо в болезнях полным утешением для аскета служит пустыня, где врачует его Сам Господь.