Днесь слово воплощается

Притча о званых на вечерю

Неделя 28 по Пятидесятнице

Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: "Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца", и сказал мне: "Сии суть истинные слова Божии" (Апок. 19; 6-9).

Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В Евангелии от Матфея читаем: Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего (Мф. 22; 2). Эти слова очень близки к вышеприведенным словам апостола Иоанна Богослова из Апокалипсиса.

Эта вечеря была именно брачным пиром Сына Божия, Которого евангелист Лука скрыл под видом некоторого человека, и Сам Бог Отец устроил ее. Были заколоты тельцы, овны, все было приготовлено. И, когда настало время ужина, послал Он раба сказать званым: Идите, ибо уже все готово (Лк. 14; 17).

Кто эти званые? Это вожди народа израильского, его учителя: первосвященники, книжники, фарисеи, члены синедриона, старейшины. Хозяин пира даже не ограничился однократным приглашением, но и во второй раз послал раба сказать: "Все готово, идите, идите на пир". И что они ответили? Как бы сговорившись, все начали извиняться. Один сказал: Я купил землю, и мне нужно пойти, посмотреть ее; прошу Тебя, извини меня (Лк. 14; 18). А по-славянски это звучит так: Молю ти ся, имей мя отречена, - т. е. отрекаюсь от Твоей вечери. Ему неинтересен брачный пир Христов. Ему дороже купленная земля, ибо только на земное возложил он все свое упование, только к земным благам направлены все его стремления и помыслы, а потому не хочет он никакой вечери в царстве Божием.

Другой сказал: Я купил пять пар волов и иду испытать их. Молю тя, имей мя отречена (Лк. 14; 19).

Третий сказал: Я женился, и потому не могу прийти. Имей мя отречена, - т. е., в отличие от первых, даже не извинился, а просто грубо ответил: "Не нужна мне Твоя вечеря. Я женился, мне предстоят брачные утехи, которые мне гораздо дороже".Возвратившись, раб рассказал обо всем своему Господину. Тогда, разгневавшись, Хозяин дома сказал рабу Своему: "Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых". И сказал раб: "Господин! Исполнено, как приказал Ты, и еще есть место" (Лк. 14; 21-22).Кто эти слепые, хромые, нищие и убогие, которых собирал Хозяин вечери по улицам города? Это те, о которых говорит апостол Павел в Послании к коринфянам: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира, и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1; 27, 28). Это нищие и телом, и духом, простые, смиренные люди, не кичащиеся своей мудростью, ибо они ее и не имели, будучи необразованными.Господь Иисус Христос избрал двенадцать апостолов именно из таких ничего не знающих от науки, от мудрости человеческой рыбарей, и потом еще семьдесят апостолов - из людей, ходивших за Ним и настроенных совсем иначе, чем вожди израильские. Мытари приходили к покаянию, блудницы омывали слезами своими ноги Господа и отирали их распущенными волосами. Эти люди, не мудрые, не знатные, уничиженные, понимали сердцем, хотя и грешным, но сохранившим чуткость, святость Господа.Но на вечери осталось еще место. И тогда Господин сказал рабу: Пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом Мой (Лк. 14; 23). Кого велел Он искать на этот раз? Язычников, которые жили далеко от Иерусалима, в великой Римской империи, покорившей себе весь тогдашний мир, и которых в течение трех веков покорила проповедь о Христе. Они некогда блуждали во тьме, по перепутьям, а потом становились мучениками Христовыми, потому что к этому их призвал Господь. Вот кем наполнилась горница, уготованная для пира.Евангелист Матфей прибавляет еще нечто важное: Царь, вошедши посмотреть на возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: "Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?" Он же молчал. Тогда сказал Царь слугам: "Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов" (Мф. 22; 11-14).Кто этот человек, одетый не в брачную одежду? Это один из тех, кого немало даже среди нынешних христиан, кто не понимает, что царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11; 12), кто полагает, что, получив отпущение и прощение грехов в Таинстве Крещения, он уже чист. Это один из ханжей, которые думают, что только одним внешним соблюдением обрядов, одной внешней набожностью можно заслужить царствие Божие.