Духовные стороны христианства

Если услышишь, что кто-либо после явных христианских дел отпал от Христа, знай, что он был в то время без благодати Божией. Ибо Святой Дух животворит душу, как душа тело, и она бывает сильна и постоянна. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 37).

Иудеи разгневались на Господа за обличение и "взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них" (Ин. 8, 59). Господу ничем не повредили, а себя погубили, потому что следствием их неверия был страшный приговор Господа: "Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23, 38) и еще: "не увидите Меня отныне" (Мф. 23, 39). И ушел Господь в другие места, избрал другие народы в жилище Себе вместо возлюбленного Израиля. Вот и теперь-ничтожные люди в самообольщении гордого ума, не вмещающего истины Христовой, берут камни противления Господу и бросают в Него. Ему-то они не вредят, потому что Он все Тот же Господь, и истина Его - непреложна, а себя губят. Господь проходит мимо, оставляя таких людей с их пустой мудростью, которая и кружит их, как вихрь мелкие пылинки. Епископ Феофан Затворник (107, 136-137).

Обратились некоторые лица к Господу: "Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли?" (Мф. 7, 22). Что им ответил Господь? - "Не знаю вас" (Лк. 13, 25). Не знает-значит не видел их. Если бы видел когда-нибудь, то, наверное, знал бы. Утверждают они: "Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты". Но Он отвечает:

"Говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды" (Лк. 13, 26-27). Что же это такое, что Всеведущий и Всевидящий не знает тех людей и не видит? Попытаемся разъяснить: не знает свет тьмы, и если бы свет проник во тьму, то тьма не была бы тьмою, но просветилась бы светом. Греховной темноты были преисполнены те люди и поэтому хотя телом они были пред очами Христовыми, однако их помраченное сердце, их потемненный ум далеко отстояли от Христа. Поэтому Христос не видел, не глядел на них Своими милосердными, любящими глазами, поэтому Он и не знает их. Познал Господь Своих (2 Тим. 2,. 19), говорит апостол,-только тех Господь знает, которые Ему принадлежат, а чуждых Он не знает: "Не знаю вас, откуда вы" (Лк. 13, 25) (103, 550).

Не так раны и удары по лицу оскорбили владыку, как слова Петра, что "не знает Сего Человека" (Мф. 26, 72). Петр святой! Как это ты забыл своего Благодетеля, глядя на Которого, ты утешался, лицо Которого на Фаворе видел светлее солнца? Как ты говоришь "не знаю человека" о Том, Кого еще недавно исповедал как Бога (Мф. 16, 16)? Это Тот Человек, Который исцелил твою тещу, сжигаемую горячкой (Мф. 8, 14-15). Это Тот Человек, о Котором Иоанн Креститель свидетельствовал, что он "недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его" (Мк. 1, 7). Это Тот Человек, припав к ногам Которого, ты сказал: "Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный" (Лк. 5, 8). Это Тот Бог я Человек, у Которого ты просил позволения пойти по водам и Который спас тебя утопающего (Мф. 14, 29-31). Пока Владыка смотрел на тебя, ты говорил: "Не поколеблюсь вовек" (Пс. 29, 7), а как только отвел Он взгляд, ты отрекаешься: "Но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился" (Пс. 29, 8). Говорит Иисус Сирах: "Бывает друг в нужное для него время... Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей" (Сир. 6, 8, 10). Пока был святой Петр участником трапезы-был другом, теперь же, когда для Христа Спасителя наступила скорбь, он отрекается от Него: "Не останется... в день скорби". У огня стоишь, Петр, но не согреет тебя огонь, если ты погасил пламень любви, ревности и мужества, которые имел к своему Владыке. "Господь, обратившись, взглянул на Петра" (Лк. 22, 61) и если не устами, то сердцем и взглядом сказал ему: и ты, Петр... "Ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,-от него я укрылся бы" (Пс. 54, 13). Петр! Это Тот Человек, Которому ты говорил: "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь" (Мф. 26, 33). "Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал" (Лк. 22, 61-62).

Плачь горько вместе с Петром и ты, грешный человек, ежедневными своими грехами отвергающий Господа, живущий не почеловечески, уподобившийся животным (Пс. 48, 13). Плач горько, и с твоим страдающим сердцем сравнивай болезни Господа твоего; есть ли болезнь, как болезнь Его (Плач. 1, 12) (103, 896-897).

Следует снова вспомнить Иуду. Он имел большое духовное богатство, ибо Господь еще прежде своих вольных страданий ничем его не обделил по сравнению с другими апостолами, когда посылал на проповедь Своих учеников. Все те дарования, которые Он дал Петру, Андрею, Иакову, Иоанну и прочим апостолам, дал Он и Иуде. Всем Он дал власть изгонять нечистых духов и исцелять всякий недуг и всякую болезнь. Всем Он сказал: "Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте" (Мф. 10, 8); среди них был и Иуда, согласно Евангелию: "Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, и прочие по именам, наконец и Иуда Искариот, который и предал Его" (Мф. 10, 2-4).

Следовательно, и Иуда имел от Христа те же дарования и благодатью Христовой творил такие же чудеса, какие творили и прочие апостолы: исцелял больных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых и изгонял бесов. Чего же еще ему недоставало? Недоставало ему благодарности, которая сохранила бы эти духовные сокровища. Поскольку же он оказался неблагодарным за все Божии дарования, он все их и потерял в один час, и невидимые воры расхитили их. Святитель Димитрий Ростовский (103, 535).Действие Ветхого Завета подобно действию естественного добра. Уклонение от него до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем по пришествии Христа стало отступлением от Бога (109, 332).Постоянная греховная жизнь есть постоянное отречение от Христа, если бы оно и не произносилось языком и устами (111, 121).Многие, упоенные жизнью для плоти, не только забыли о предметах духовных, но начали из упоения своего отвергать существование Бога, невидимого мира, самой души своей (111, 231).Человек... отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом (111, 232).Причина отвержения Богочеловека людьми заключается в людях, как в них же заключается и причина принятия антихриста (111, 308).Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства (111, 471).