Духовные стороны христианства

Адам, как согрешил по причине дурного произволения, так умер по причине греха: "Ибо возмездие за грех-смерть" (Рим. 6, 23). В какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти, потому что Бог-жизнь, а лишение жизни-смерть. Поэтому Адам сам себе уготовал смерть через удаление от Бога, по написанному: "удаляющие себя от Тебя гибнут" (Пс. 72, 27). Святитель Василий Великий (113, 240).

Высокое-унижено, созданное по образу небесного-заземлилось, поставленное царствовать-поработилось, сотворенное для бессмертия-растлено смертью. Пребывающее в райском наслаждении-переселено в эту болезненную и многотрудную страну. Воспитанное в бесстрастии-обменяло его на жизнь страстную и кратковременную. Неподвластное и свободное-ныне под господством столь великих и многих зол, что невозможно исчислить наших мучителей. Святитель Григорий Нисский (18, 396).

Отстраняешься, возлюбленный, от огня, чтобы не обгорело у тебя тело; избегай греха, чтобы телу твоему вместе с душой не гореть в огне неугасимом. Преподобный Ефрем Сирин (25, 181).

По мере того, как душа творит грех, она изнемогает от него, ибо грех расслабляет и приводит в изнеможение того, кто предается ему; поэтому все происходящее становится ему в тягость. Преподобный авва Дорофей (58, 92).

Совершающий великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий мертвых, если прежде этого подвергся падению, то он, как состоящий в разряде кающихся, не может быть без печали о своей вечной участи. Преподобный авва Исаия (82,139).

Бог сотворил человека не для плана, но для радости и веселия, чтобы он прославлял Бога чисто и безгрешно, как прославляют Его Ангелы. Но человек, низвергшись в падение, нуждается в плаче. Где нет греха, там нет нужды в плаче. Авва Лонгин (82, 309).

Грех сам есть величайшее наказание, хотя бы мы и не были наказаны (36,94).

За грехи посылаются печали, за грехи-беспокойства, за грехи - болезни и все тяжкие страдания, какие только ни случаются с нами (36,372).Трепещи, грешник, грядущего суда, со скорбью и слезами прибегни к покаянию. Пока приемлется еще молитва, молись здесь, чтобы быть тебе принятым там. Молись, пока не пришла и не увлекла душу твою смерть, тогда напрасны всякая молитва и моление, тогда бесполезны и слезы (38, 305).От греха не столько получаем мы удовольствия, сколько скорби: совесть взывает, посторонние люди осуждают, Бог прогневляется, геенна угрожает поглотить нас, мысли не могут успокоиться (42, 603).Многие грешат подобно содомлянам, но огненный дождь не сходит на них, потому что уготована им река огненная. Святитель Иоанн Златоуст (43,122).Что расслабленному были отпущены грехи, это было известно одному Господу, отпустившему их. Но действенность слов "встань и ходи" (Мф. 9, 5) могли свидетельствовать как сам исцеленный, так и видевшие его. Таким образом, чудо телесное совершается для доказательства духовного, ибо одна сила может как оставлять грехи души, так и уврачевать тело. Из этого мы должны понять еще и то, что многим телесным болезням мы подвергаемся за наши грехи. Блаженный Иероним (115, 472-473).Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания. Святитель Феофил Антиохийский (113, 239).Наказания за грех бойся и стыда ужасайся, потому что безмерна тяжесть того и другого. Преподобный Нил Синайский (48, 253).