Духовная жизнь начинается с покаяния

- Батюшка, как сделать так, чтобы человек, стяжавший покаяние, сохранил его?

- Покаяние стяжается исполнением евангельских заповедей и хранится верностью Богу. Поэтому, когда человек ставит своей целью принести покаяние и чего-то достигает на этом пути, то дальше он должен делать то, к чему призвало его покаяние, то, к чему призвала совесть, и продолжать ту духовную работу, которой стяжал покаяние. Грехи прощены, но нельзя останавливаться и впадать в нерадение.

Некоторые считают так: вот пост кончился, покаяние принесено, наступила Пасха, теперь можно есть, пить, веселиться (Еккл. 8, 15) и плясать до следующего поста. Так думать не по-христиански. Святитель Феофан Затворник говорит, что нужно бояться давать себе льготы, послабления, особенно весной и в Светлую седмицу.

Покаянный настрой нужно иметь всегда: и на Пасху, и во все праздники. С одной стороны, можно радоваться, благодарить Бога за праздник, за Пасху, за то, что Господь сделал для нашего спасения, с другой стороны, постоянно нужно помнить о том, что мы люди грешные и, пока мы в грехе, нужно приносить покаяние. И в саму Пасху можно тяжко нагрешить и отпасть от Бога.

О покаянии истинном и ложном

В книге об истории Почаевской Лавры есть пример католического понимания покаяния. В то время, когда на месте этой обители был униатский монастырь, монахи руководствовались одной книгой, в которой, наравне с душеполезными наставлениями, были приведены вызывающие недоумение правила монастырской жизни. Например, такое: при получении послушнической одежды вступающий в монастырь получает отпущение грехов за всю предыдущую жизнь; если он перед престолом прочтет несколько молитв (указывалось количество "Отче наш" и "Богородице Дево, радуйся"), то получает отпущение грехов еще на пять лет; за паломничество к святым местам, за молитвы за папу человек получает отпущение грехов на шестьдесят лет и т. д. Как вы можете это прокомментировать?

- Получается шестьдесят пять лет живи и делай, что хочешь, потому что наперед тебе уже все прощено. Это, конечно, прелесть, заблуждение, величайшая ложь. Это прямо противоположно православному пониманию покаяния, когда человек с великой осторожностью и страхом относится к каждому своему шагу, всякий раз боясь согрешить, пасть.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном из писем старцу Макарию Оптинскому писал по поводу издания одной святоотеческой книги, которую Оптина пустынь хотела перевести с латинского подлинника, что католики потеряли всякое понятие о духовном делании, их святые - это люди, находящиеся в тяжкой бесовской прелести, все без исключения. И, утратив понятие о правильной духовной жизни, они даже древнегреческих аскетических авторов переводят на свои языки очень туманно. У них порой встречаются подмены, а некоторые места имеют прямо противоположный смысл. Поэтому святитель Игнатий советует делать переводы с книг преподобного Паисия Величковского и вообще со славянских или греческих рукописей.Как-то по телевидению показывали фильм о католической святой Жанне Д'Арк, в котором дан пример понимания католической святости, хотя, конечно, надо принять во внимание, что это киноверсия, а как было на самом деле, никто уже не знает, поскольку католики всячески извращают историю. Жанна Д'Арк - историческая личность и действительно сыграла определенную роль в столетней войне с Англией, и Франция в конце концов победила англичан. События происходили в XV веке. Героиня фильма постоянно называет себя святой, посланницей Божией, ей являются видения, слышатся голоса. Согласно версии фильма, она была послана на костер инквизицией за нежелание признать ложность этих голосов, за уверения в том, что эти видения от Бога и что она Божия посланница. Думается, западные христиане, наслушавшись и насмотревшись такого - а святые все-таки служат примером подражания, примером духовной жизни, - тоже начнут жаждать видений и голосов.Православные же святые всегда считали себя величайшими грешниками, недостойными никаких голосов и видений. Они не только не называли себя Божиими посланниками, но были убеждены, что они хуже всех людей. Они являются для нас примером величайшего смирения. Невозможно даже представить себе, чтобы Церковь наказала православного святого за то, что он не хочет отказаться от своих видений. Думаю, что если бы любого нашего святого обличили в прелести, он ответил бы: "Да, действительно, вполне допустимо, что я могу быть в прелести".Поэтому, если подражать православным святым в принесении покаяния, в осознании своей греховности, то через это можно сильно духовно возрасти. А если подражать католическим святым в осознании своей богоизбранности, то через это можно усовершенствоваться только в гордости и потерять все хорошее и доброе, что было в душе.- У меня сложилось впечатление, что в этом фильме не найти ни одного островка истины, к которому можно было бы приткнуться. Там еретики судят еретиков.- Православный человек может посмотреть этот фильм только для того, чтобы увидеть абсурдность католической святости и покаяния, убедиться в том, что вообще никакая это не святость. Невозможно представить себе, что святой человек будет бить себя в грудь и взывать: "Господи, покажи мне знамение, покажи мне видение!"В Евангелии сказано, что и иудеи ищут знамений, и эллины просят премудрости, но не дастся им никакого видения, никакого знамения, кроме знамения Ионы пророка (Мф. 12, 39), то есть воскресшего Спасителя. Спаситель воскрес 2000 лет назад, и нам, православным, этого вполне достаточно.