Духовная жизнь начинается с покаяния

Есть еще добро падшего естества, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), то есть то, что имеет вид добра, а на самом деле зло, так как не согласно с Божией волей. Это чисто человеческое добро, корыстное, совершаемое по пристрастию, из человекоугодия. Вроде бы человек делает что-то доброе, а на самом деле имеет корыстную мысль, и получается, что никакое это не добро.

- Не противоречит ли христианским ценностям поиск врага вне себя, то есть в других людях, в других национальностях и т.п.?

- Прежде всего, нужно победить зло в себе, для того, чтобы можно было сопротивляться злу, которое находится вне нас. Поэтому мирянин, особенно неофит, должен сосредоточиться на борьбе со своими страстями. Но это не значит, что мы должны всем все прощать. Есть высказывание святите-ля Филарета, митрополита Московского, в котором заключается все учение Церкви о том, как нужно смотреть на внешних врагов: "Люби своих врагов, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими".

С одной стороны, ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6, 29), - говорит нам Евангелие, с другой стороны, мы имеем такой пример из истории Церкви: когда святой равноапостольный Кирилл находился в хазарском каганате, ему пришлось участвовать в споре о вере. Противники выдвинули обвинение: "Вы говорите о любви к ближним, а когда доходит дело до войны, то беретесь за оружие". Святой Кирилл спросил: "Если есть две заповеди, разумно ли будет пренебречь заповедью большей для исполнения заповеди меньшей?" - "Нет, - ответили его собеседники, - наверное, неразумно". "Так вот, - продолжал св. Кирилл, - заповедь возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22, 39) - подразумевает также и то, что, когда нападают иноплеменники, стремящиеся обидеть, ограбить, изнасиловать, убить беззащитных людей, христианский воин должен взять в руки оружие, чтобы защитить их, ибо они пострадают, если он их не защитит. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13), - есть и такая заповедь Евангелия. А заповедь о том, что надо подставить левую щеку, когда тебя ударили в правую, касается только личных врагов". И с ним согласились.

Есть замечательная работа русского философа Ивана Александровича Ильина "О сопротивлении злу силой", где представлена идеология всего Белого движения. Думаю, было бы весьма странно, если бы, когда к власти в нашей стране пришли бандиты - большевики, никто не взял бы в руки оружие, чтобы защитить Родину, наши святыни, храмы. Такие люди нашлись - это было Белое движение. Я считаю, что некоторых его деятелей, вождей и воинов стоит причислить к лику святых, потому что они бескорыстно защищали Родину в борьбе против сатанистов - большевиков, и отдали свои жизни за Святую Русь.

Мы имеем много примеров в нашей истории, когда Церковь благословляла взять в руки оружие. Так, преподобный Сергий Радонежский благословил святого благоверного князя Димитрия Донского защищать Отечество от монголо-татар. Еще мы знаем, что позже преподобный Сергий явился в видении Косме Минину и велел собирать ополчение для того, чтобы защитить Россию от католиков-поляков, которые шли разорять ее.

Поэтому защищать ближних - это святое дело христианина.

- В одном псалме сказано: "Избавитель мой, от врагов моих гневливых, от восстающих на меня, от мужа неправедного избавь меня" (Пс. 17, 49), а в другом: "Умножилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои" (Пс. 118, 69). Как Вы объясните это противоречие?- В словах первого стиха человек обращается к Господу как к Избавителю от врагов гневливых, то есть прежде всего от демонов, от тех бесплотных духов, которые нападают на нас, желая лишить нас душевного мира, ввергнуть в искушения, в грехи. Единственный Избавитель от таких врагов - Господь.Люди не являются нам врагами, все они - орудия Промысла Божия, поэтому враждовать с людьми - это не по-христиански. И другая приведенная Вами строчка говорит о том же самом: "Против меня умножилась неправда гордых", то есть опять-таки нечистых духов. Демоны не про-сто всевают помыслы, они окружают нас определенной средой, приводят к нам людей - своих служителей. Как от них можно избавиться? "Вникну всем сердцем в заповеди Твои", то есть изучу их, буду жить по заповедям Божиим, смотреть, какова Божия воля в той или иной ситуации. Если мы впали в искушение, как из него выходить? Не просто бежать без оглядки, это не всегда возможно, а нужно узнать, какова Божия воля, как правильно поступить.- В притче о неверном управителе сказано: "И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил, ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". И дальше: "Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лк. 16, 8, 9). Каков духовный смысл этой притчи?- Святыми Отцами эта притча признана одной из самых сложных для объяснений. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что не нужно обязательно пытаться понять в притчах все до тонкостей, главное в них - общий смысл. Поэтому, по его словам, не стоит доискиваться причины, по которой одному в расписке сказано написать пятьдесят мер масла, а другому - восемьдесят мер пшеницы. Святитель объясняет эту притчу так: любое богатство есть, по сути дела, неправедное, очень редко богатство собрано праведными путями. Если человек благочестив, он вообще богатства иметь не может: преподобный Иоанн Лествичник говорит, что стяжавший любовь расточил богатство, ведь всегда рядом с нами есть люди, которые нуждаются в нашей помощи, кроме того, строятся храмы, богадельни, больницы. Поэтому настоящий христианин быстро расточит все свое богатство.Богатые люди для того, чтобы не быть осужденными, должны на свое земное сокровище приобрести себе небесное царство. Богатство их неправедное, но если они отдадут его в руки бедных, совершат дела благочестия, то им будут прощены многие грехи. Таков смысл притчи.А о стихе: сыны века сего мудрее в своем роде - можно сказать следующее: люди земные, как правило, хитрее, лукавее, чем люди благочестивые, ведь любовь всему верит (1 Кор. 13, 7), всему доверяет. С одной стороны, Господь сказал: будьте просты как голуби, но, с другой стороны, - будьте мудры как змеи (Мф. 10, 16). Человек земной, еще не совсем церковный обычно старается угодить всем сразу, но все-таки, если он богат и хочет спасти свою душу, то может начать с раздаяния милостыни. В любом случае милостыня полезна: она умилостивляет Господа, и Он дает Свою благодать, которая вразумляет человека и ведет его дальше по пути ко спасению, так что многие богатые раздают свое богатство и уходят в монастыри или строят храм, поселяются при нем, становятся, например, старостами и трудятся там своими руками. Такие случаи известны.