Духовная жизнь начинается с покаяния

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы Иуда, даже предав Спасителя, не повесился, а пошел бы и попросил прощение у распятого Господа, Господь бы его простил. Когда Иуда пришел предать Христа и лобзанием указал на то, что это Спаситель, Господь обратился к нему со словом друг, и ни с каким иным: Друг, для чего ты пришел (Мф. 26, 50)? Святитель Иоанн замечает, что Христос таким образом и тогда пытался привести Иуду к раскаянию.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8), и никакой злобы, никакого чувства мести и злопамятства по отношению к Иуде Он не испытывал, но жалел его, поскольку это был один из Его учеников; они общались, Иуда был близок к Нему какое-то время, а потом отошел, поскольку перестал Ему верить и исполнять заповеди. Отпадение от Бога, от благодати бывает когда человек перестает исполнять заповеди Божии, жить по воле Божией. Тогда, даже если он и стяжал что-то духовное, оно начинает постепенно уходить. Человек обижается, говорит, что его надежды не оправдались, Спаситель не дал ему того, что он ожидал: земного богатства, власти, могущества. Но Господь не это обещал Своим последователям, Он обещал царство на небесах и крест и тернистый путь - на земле.

Постепенно уважение и даже, может быть, любовь к Спасителю сменилась у Иуды на ненависть и злопамятство, и он продал Учителя за символическую цену: тридцать серебряников - такова была цена раба и цена нескольких свиней. Это не такие большие деньги, скорее, это акт презрения к Спасителю. Ведь даже первосвященники не взяли потом этих денег, решив, что непозволительно положить их в сокровищницу церковную, поскольку это цена предательства, цена крови (см. Мф. 27, 6), и отдали их на погребение странников.

Итак, Иуда действительно заслуживает некоторого сожаления, хотя в церковных песнопениях содержатся и проклятия по отношению к нему. Это допустимо, потому что сказано: Не возненавидел ли я ненавидящих Тебя, Господи (Пс. 138, 21). Ненавидеть врагов Божиих можно и должно, но и посочувствовать Иуде тоже можно.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что когда человек праведен, ему всех жалко, ему жалко любое страдающее существо, ему жалко даже дьявола и демонов, потому что они отпали от Бога и сейчас страдают и наследуют только вечную муку, и такое понятие, как радость, вообще чуждо дьяволу, чуждо таким людям, как Иуда, и всем тем, кто следует ему, а не Спасителю.

- Батюшка, а можно ли такой резкий поворот, который произошел с Иудой, объяснить тем, что страсть помрачает человека, он перестает сознавать свои действия?

- Я не думаю, что это был резкий поворот. Иуда постепенно впадал в нерадение, не исполняя слышанное им Слово Божие, стал терять благодать, которую получил от Спасителя, благодаря которой благовествовал и совершал знамения и чудеса, потому что мало получить благодать - ее нужно сохранить и приумножить жизнью по заповедям, исполнением воли Божией, требований совести. Иуда не захотел так жить, постепенно страсти в нем возрастали. Господь же сказал: Кто со Мной не собирает, тот расточает (Мф. 12, 30). Иуда все расточил и дошел до предательства Господа нашего Иисуса Христа.

- Нередко можно слышать, что до революции в России народ жил очень праведно, а революция все изменила. Но вот что говорил в своей проповеди в 1905 году святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Какого только еще не сделали зла русские люди, в России живущие, какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и делают, что подвигает на нас праведный гнев Божий, и явное безверие и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния и печали о грехах, прогневляющих Бога, непонятная автономия, обеспечивающая всем полную разнузданность, и неповиновение начальству, своевольная, вредная для всех забастовка, полная анархия". Как Вы это прокомментируете?- Это явно говорилось в связи с событиями 1905 года. Но, например, монахи не были замечены на баррикадах. Был там священник Гапон, но это личность весьма неоднозначная. Многие русские люди все-таки шли в храмы и молились об избавлении от смуты. Кстати, в Церкви был установлен день поминовения тех, кто погиб, защищая монархию. Одни бегали с бомбами и маузерами, а другие защищали порядок: были жандармы, солдаты, которые до крови дрались с бандитами, и благодаря их усилиям и молитвам праведных людей смута на время была остановлена.Но вообще, конечно, русский народ в массе своей отступил от Бога, поэтому-то Господь и попустил нам такие страшные события, как революции.Но много веков Русь все-таки жила верой, и русская культура стояла на основах Православия. Только в XIX веке народники стали обращаться к Западу, и идеи французской революции нашли в России своих подражателей. Но тогда еще этих "народников" народ вылавливал в деревнях, бил как следует и сдавал в полицейские участки.Кстати, разрушительная волна пошла сверху - как известно, рыба тухнет с головы. В высших кругах появились масонские общества, они и начали распространять идеи, о которых говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: "автономия и неповиновение начальству". Постепенно это дошло до низов: все-таки благочестие в низах было укоренено сильнее, но и оно со временем расшаталось. Получилось то, о чем говорил Спаситель: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15, 8).Произошел упадок веры, люди отступили от основ христианской жизни, перестали исполнять евангельские заповеди, впали в нерадение. И когда таких стало слишком много, Господь попустил революцию, и безбожники взяли власть в свои руки. Даже по статистике большевиков было немного, но это была кучка очень злобных людей, которые действовали на деньги немецкого правительства, американских банкиров, не желавших видеть Россию сильной, а желавших видеть ее колонией. Но, повторю, если бы не общее отступление от веры, у них ничего бы не вышло.Однако, кроме нечестивой, безбожной, коммунистической, большевистской Руси, была и Русь святая, ибо, когда большевики уже готовы были уничтожить все, явился сонм Новомучеников. Никто даже не предполагал, что в России может быть столько праведников. Подвигом веры и своими молитвами они отстояли для нас Россию. Коммунизм, в конечном счете, выдохся, а Церковь, несмотря ни на что, сохранилась - сейчас мы видим ее возрождение, возрождение веры и самой России как национального государства. Что будет дальше? Все в руках Божиих.