Библейские темы
От издателей
Значимость пастырского наследия святителя Николая (Велимировича) ныне оценена столь высоко, что имя его ставится сразу же после святого Саввы Сербского, духовного руководителя сербского народа в начале XIII века. Со времен святителя Саввы не было в Сербии столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя.В предлагаемой читателю книге святитель Николай собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на тех мыслях и образах, которые мы находим в Библии, как в ее Ветхом, так и в Новом Заветах. Истины духовной жизни он доносит до каждого в простых и понятных примерах, научая тем самым и нас видеть и слышать Бога в самых обыденных окружающих нас предметах, поступках людей, событиях. Оказывается, христианин может получить духовную пользу и от чтения газет — если будет при этом постоянно обращаться мысленно к Священному Писанию и задаваться вопросом о значении описываемого с точки зрения Промысла Божия.В словах владыки Николая раскрывается подлинное православное миросозерцание, столь горячо взыскуемое в наше время многими душами. Он отвечает на многие животрепещущие духовные вопросы: о том, как жить христианину в современном мире, о совести, вере и безверии, о величии и милосердии Творца, о том, что есть Его "иго" и "бремя" — служение и страдание, по толкованию святителя Николая. Вот что он говорит: "Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем". "Я замечал,— пишет он,— что семейные люди религиознее одиноких".Владыка Николай хорошо понимал те скорби и заботы, которые испытывают люди, живущие в миру. Так, родители найдут в этой книге советы, как верно направить помыслы ребенка, чтобы он, глядя на Божий мир, видел в нем закон Творца, записанный и на земле, и на небе. Такие уроки внимательные и заботливые мать с отцом могут преподать детям буквально на каждом шагу, в том числе обратившись к благочестивым преданиям простого народа. И хотя человеку необходимо быть образованным, изучать точные науки, строение молекулы и законы движения небесных тел,— но первым в его сердце должен запечатлеться самый главный, нравственный, закон, чтобы ребенок, а потом взрослый человек всегда имел опору в жизни — крепкую, непобедимую веру, всегда был со Христом."И дивился Господь",— повествует Евангелие. Что может удивить в этом мире Бога, Которому принадлежит весь мир, Который создал его из небытия? Дивился Господь вере человека — в одном случае и безверию людей — в другом. Вот те "два удивления", которые подметил владыка Николай на страницах Священного Писания, вот та сила, которую дал нам Христос."Народ православный, чем вооружаешься?" — вопрошает святитель Николай. Если материальным оружием, как сыны Енаковы или как те народы, которые отпали от Бога и Богом оставлены,— тогда все труды напрасны: твоя битва уже проиграна. "Если же ты вооружаешься исполинской верой, справедливостью, благородством и достоинством, если берешь в союзники Бога, Который все видит и все может, если очищаешься от греха и омываешься от беззаконий покаянием и исправлением, если же крестом осеняешься и молитвой укрепляешься,— тогда битва твоя уже сейчас увенчана победой. Господь будет воевать за тебя и сохранит тебя в страшный час опасности".Слава Богу, в последние годы ведется работа по переводу и публикации на русском языке книг владыки Николая (Велимировича). И это издание — наша лепта в дело христианского просвещения.
Ветхий Завет
Значимость пастырского наследия святителя Николая (Велимировича) ныне оценена столь высоко, что имя его ставится сразу же после святого Саввы Сербского, духовного руководителя сербского народа в начале XIII века. Со времен святителя Саввы не было в Сербии столь вдохновенного и глубокого проповедника, богослова и духовного писателя.В предлагаемой читателю книге святитель Николай собрал свои размышления и пастырские наставления христианам, основанные на тех мыслях и образах, которые мы находим в Библии, как в ее Ветхом, так и в Новом Заветах. Истины духовной жизни он доносит до каждого в простых и понятных примерах, научая тем самым и нас видеть и слышать Бога в самых обыденных окружающих нас предметах, поступках людей, событиях. Оказывается, христианин может получить духовную пользу и от чтения газет — если будет при этом постоянно обращаться мысленно к Священному Писанию и задаваться вопросом о значении описываемого с точки зрения Промысла Божия.В словах владыки Николая раскрывается подлинное православное миросозерцание, столь горячо взыскуемое в наше время многими душами. Он отвечает на многие животрепещущие духовные вопросы: о том, как жить христианину в современном мире, о совести, вере и безверии, о величии и милосердии Творца, о том, что есть Его "иго" и "бремя" — служение и страдание, по толкованию святителя Николая. Вот что он говорит: "Если бы сегодня какой-нибудь юноша спросил меня: как спасти свою душу, я не раздумывая ответил бы ему: возьми на себя бремя заботы о ближнем! Ибо всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем". "Я замечал,— пишет он,— что семейные люди религиознее одиноких".Владыка Николай хорошо понимал те скорби и заботы, которые испытывают люди, живущие в миру. Так, родители найдут в этой книге советы, как верно направить помыслы ребенка, чтобы он, глядя на Божий мир, видел в нем закон Творца, записанный и на земле, и на небе. Такие уроки внимательные и заботливые мать с отцом могут преподать детям буквально на каждом шагу, в том числе обратившись к благочестивым преданиям простого народа. И хотя человеку необходимо быть образованным, изучать точные науки, строение молекулы и законы движения небесных тел,— но первым в его сердце должен запечатлеться самый главный, нравственный, закон, чтобы ребенок, а потом взрослый человек всегда имел опору в жизни — крепкую, непобедимую веру, всегда был со Христом."И дивился Господь",— повествует Евангелие. Что может удивить в этом мире Бога, Которому принадлежит весь мир, Который создал его из небытия? Дивился Господь вере человека — в одном случае и безверию людей — в другом. Вот те "два удивления", которые подметил владыка Николай на страницах Священного Писания, вот та сила, которую дал нам Христос."Народ православный, чем вооружаешься?" — вопрошает святитель Николай. Если материальным оружием, как сыны Енаковы или как те народы, которые отпали от Бога и Богом оставлены,— тогда все труды напрасны: твоя битва уже проиграна. "Если же ты вооружаешься исполинской верой, справедливостью, благородством и достоинством, если берешь в союзники Бога, Который все видит и все может, если очищаешься от греха и омываешься от беззаконий покаянием и исправлением, если же крестом осеняешься и молитвой укрепляешься,— тогда битва твоя уже сейчас увенчана победой. Господь будет воевать за тебя и сохранит тебя в страшный час опасности".Слава Богу, в последние годы ведется работа по переводу и публикации на русском языке книг владыки Николая (Велимировича). И это издание — наша лепта в дело христианского просвещения.
Жизнь в свете Библии
Эти записки возникли в процессе чтения газет. И такое чтение может приносить пользу душе, если на все, о чем ежедневно пишут газеты, вы будете смотреть в свете Священного Писания Божия.Не сквернословь, не богохульствуйВ японском языке нет ругательств и скверных слов.Не поминай имени Господа, Бога твоего, всуе [1]. Третья заповедь.Есть целый народ, который не различает цветовЖители одного из островов близ Скандинавии не различают никаких цветов, кроме серого, светло-серого и темно-серого. Все видимые предметы кажутся им серыми. Медицинская комиссия исследовала это необычное явление и пришла к заключению, что причина его в том, что все жители острова произошли от одного предка, который не различал цветов. Он мог видеть только серый цвет и передал это свойство своему потомству.Церковь учит, что как одним человеком [Адамом] грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5, 12, 18, 19) [2].Был слеп и прозрелВ американском городе Питтсбурге жил слепой мальчик одиннадцати лет. Вдруг мальчик прозрел. Когда его спросили, что милее всего его взору, он ответил: "Лицо моей матери".Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле [3]. Пятая Божия заповедь.Таинственная радиостанцияИз России сообщили, что в стране появилась некая таинственная радиостанция. Каждую ночь дикторы этой станции жестко критикуют нынешнюю московскую власть. Безбожники с ног сбились в поисках станции, но отыскать ее никак не могут. За двадцать лет они привыкли к тому, что их восхваляют и превозносят, и душили любую критику в адрес своей власти, а сейчас каждую ночь они вынуждены часами выслушивать страшные обвинения против себя. Тяжко им слышать правду, но заглушить ее они не в силах.И в тебе, человек, существует такая таинственная станция, которая сурово обличает твои преступления и говорит тебе нелицеприятную истину. Имя этой станции — совесть. Не помогут похвалы и величания, которыми осыпают тебя окружающие, если мучит и жжет, как огонь, голос совести.Таинственная станция человеческой совести впервые зазвучала в раю после грехопадения Адама. Когда воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, и скрылся (ср.: Быт. 3, 9–10).Увидел и умерАнгличанин Джон Редмор в ранней молодости переселился в Америку и прожил там пятьдесят лет. За все эти годы он ни разу не был на Родине, но страстно хотел туда вернуться и умереть там. Уже семидесятилетним стариком Джон отправился на корабле из Америки в Англию. Душа его трепетала от близости встречи с отечеством, и, когда корабль причалил, он с палубы наконец увидел то, к чему так жадно стремился. Увидев Родину, он заплакал от радости и в тот же миг, не успев сойти с корабля, умер.Показал Господь Моисею землю обетованную с горы Нево, всю землю показал ему и сказал: Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор. 34, 4).Потерял и деньги, и жизньВ небольшом селе Каменный мост был убит некто Франье Заец. Это случилось так. Некий незнакомец пришел к Франье просить ночлега. В разговоре с хозяином гость обронил, что он печатник на денежной фабрике и знает, как можно без труда напечатать тысячную купюру. Заец, подталкиваемый алчностью, сразу же начал договариваться с гостем о незаконных деньгах. Незнакомец попросил у хозяина тысячную купюру, чтобы по ее образцу изготовить фальшивок столько, сколько тот пожелает. Заец немедленно протянул ему купюру. Незнакомец, спрятав ее в карман, убил хозяина и скрылся. Это произошло в августе 1938 года.Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою (Притч. 16, 8).Уча других, сам не научаетсяЧеловек заставил воду бежать быстрее, а сам предается лености.Человек заставил электричество светить, а сам пребывает во тьме.Человек заставил медведя есть траву и воздерживаться от мяса, а сам остается всеядным и невоздержанным.Человек заставил часы работать точно без завода в течение всего года. А заставить быть точным себя не может.Человек дрессирует неразумных животных, и даже научил плясать на бутылках слона, а себя воспитать не в силах: Божественным добродетелям не выучился.Змеи выбираются из-под камня на свист человека и ползут к нему, а сам человек не отзывается на голос Творца и Господа своего.Апостол Павел говорит: стараюсь, уча других, не остаться ненаученным [4].Достаточно одного словаВ Америке существует двадцать шесть миллионов радиоприемников. Значит, на каждого американца приходится один приемник. И миллионы людей день и ночь неустанно слушают сообщения со всего мира. Можете ли вы представить себе, сколько слов люди произносят и сколько слов слышат? Однако для спасения человека достаточно одного слова — Христос, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 12).Воскресенье не понедельникОдин крестьянин работал в поле целый воскресный день. Когда ему напомнили, что работать по воскресеньям не следует, он ответил: "Что воскресенье, что понедельник, какая разница!". Вечером он запряг коней и двинулся к дому; уже смеркалось. На дороге оказалась его трехлетняя дочка. Отец не заметил, как колеса переехали ребенка. Девочка погибла, не успев вскрикнуть...Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, седьмой же посвяти Господу Богу твоему [5]. Четвертая Божия заповедь.УбежищеНебо нахмурилось, засверкала молния. Старик Семен нашел себе убежище от молнии под деревом. Но молния ударила именно в это дерево, и старик погиб.Люди часто ищут спасения не в Боге, а в предметах. Это один из видов идолопоклонства. Господь хочет, чтобы мы только на Него надеялись и у Него искали спасения. Псалмопевец сказал:Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, помощник мой, и уповаю на Него, защититель мой, и рог спасения моего, и заступник мой (ср.: Пс. 17, 2, 3).Царица-садовницаЦарица Махамба разделила участь многих царей и цариц, свергнутых с престола: она была изгнана из французской колонии. Эту некогда богатую, могущественную и величественную царицу выслали на Золотой Берег. Там ей дали небольшую хижину и надел бесплодной, сухой земли, чтобы было где хотя бы шаг ступить. Но энергичная и сильная царица нашла выход из своего бедственного положения: она занялась садоводством и научилась выращивать прекрасные овощи и фрукты. Когда ее посещали журналисты и спрашивали о нынешней жизни, бывшая царица отвечала, что ощутила новую радость бытия и еще большее наслаждение жизнью, чем когда она была царицей.Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Oei. 4, 12, 13).Невидимый светВ наши дни ученые очень много внимания уделяют так называемым инфракрасным лучам. Эти лучи невидимы человеческим глазом. Когда они освещают темное помещение, в этом помещении становятся видны все предметы.Мы смотрим на мир и на все, что существует в мире, в свете существования Бога и видим все таким, каково оно есть в действительности. Во свете Твоем узрим свет [6]. В Твоем свете мы видим свет. В свете Бога, с помощью невидимого света, мы видим все, кроме Самого Бога. Бог остается невидим. А тому, кто пожелает увидеть Бога физическим зрением, посоветуем посмотреть на инфракрасные лучи... Очевидно, что наука все больше и больше подтверждает истины нашей святой веры.Человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Eno. 33, 20).Готовые могилыВ одной деревне неподалеку от города Стара-Загора, в Болгарии, жители выкопали сорок три свежие могилы, точно по количеству домов в деревне. Когда журналист их спросил, зачем они выкопали столько могил, если в деревне еще никто не умер, мудрые крестьяне ответили: "Наше кладбище находится в скалистом месте, и, когда кто-то умирает, для рытья могилы требуется целый день, а то и больше". Поэтому они решили заранее приготовить по могиле для каждого дома, пусть она ждет. Лучше могиле ждать мертвеца, чем мертвецу — могилы. Как только кто-нибудь умрет, место упокоения для него уже готово. Главное же то, что эти благочестивые люди помнят о смерти.Вспомнил я слова пророка [7]: аз же есмь прах и пепел [8].Сто лет спустяНекий немецкий ученый опубликовал данные о том, к какому состоянию придет человеческий род через сто лет. Вот что он пишет:— средняя продолжительность человеческой жизни будет равна примерно ста годам;— будут найдены лекарства от всех болезней;— электричество будет передаваться без проводов;— у каждого человека будет карманный радиоаппарат размером с часы;— люди будут летать на Луну;— вместо горючего будет использоваться солнечная энергия;— люди будут питаться таблетками.Так, утверждает он, будет через сто лет. Не говорит он только, станут ли люди лучше, благороднее и благочестивее. А мы считаем, что через сто лет добрый, честный и благородный человек будет цениться дороже всех выше перечисленных достижений науки. Чего стоят все эти достижения, с полетом на Луну включительно, если все смертны? Как все это мелко и ничтожно по сравнению с учением о воскресении!Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут (Ei. 5, 25).Если нет благословения материОдин из современников отца Иоанна Кронштадтского рассказывал, как однажды в пост этот святой человек заболел. Позвали докторов.Доктора по медицинским показателям рекомендовали ему есть яйца и пить молоко. Отец Иоанн ответил, что послушается их рекомендаций, если получит на это благословение своей матери. Написали ей письмо, и мать ответила, что не может благословить сыну нарушение поста. Отец Иоанн послушался матери. Когда врачи узнали об этом, они снова стали настаивать, чтобы больной принимал скоромную пищу, но все напрасно. "В Священном Писании написано,— сказал отец Иоанн,— почитай отца твоего и мать твою [9]".На все воля БожияНекий кавалер Звезды Карагеоргия рассказывал журналистам об одном событии, свидетельствующем, что человек гибнет не по случайности, но по воле Божией. Как-то, вступив со своим взводом в жестокую схватку с врагом, позвал он воина Алексу и велел ему отправляться к командиру, чтобы сообщить о том положении, в котором они оказались. Но вдруг ему стало жаль солдата, потому что был он единственным сыном у матери. В этот момент его окликнул воин Радован:— Посылаете беспартийного, а партийца оставляете!— Не ты ли хочешь пойти?— Я пойду,— говорит.— Ну иди. А ты, Алекса, оставайся на своем месте.Но как только Радован шагнул из окопа, разрыв гранаты насмерть поразил его, и он упал на землю. Алекса же, оставшийся в окопе, жив и по сей день.Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10, 29, 30).УкрепленияВсе народы Европы используют для охраны своих границ мощные и дорогостоящие укрепления. Основное внимание уделяется изготовлению военной техники и высоких крепостных стен.Совершенно иначе рассуждали древние. Когда Ликургу [10] советовали обнести Спарту крепостными стенами, он ответил: "Нет крепче стен, чем сыновья Спарты!".Итак, радуюсь, что во всем могу положиться на вас (2 Кор. 7, 16).Человек и его имениеДревние греки не верили в Бога истинного и руководились человеческой мудростью. Конечно, этой мудрости было недостаточно, чтобы заменить ею истину, явленную Небом, но порой и она удивляет нас своей точностью. Одним из семи самых известных мудрецов Греции был Виас, человек очень богатый. Но, по политическим мотивам изгнанный из своей страны, он оказался на чужбине без гроша в кармане. Когда его спросили, почему он не взял с собой ничего из своего огромного состояния, Виас ответил: "Лучшее из того, что у меня есть, я ношу с собой",— то есть человека, свою личность.Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти (Притч. 11, 4). Ничего мне не нужно, кроме вас самих [11].Голод лучше трудаВот что пишут о Махмуд-бек Фирдузе. Он очень хотел приучить людей к труду. Например, зная, что в Левне хорошо родится кукуруза, он уговаривал народ сеять кукурузу, чтобы собрать богатый урожай. Хитрые ленивцы отвечали ему, что семена кукурузы слишком дорого стоят. Тогда Махмуд-бек купил семена, раздал их жителям и приказал засеять поля. Но они посеяли вареные семена, и ничего не взошло. Они добились того, чего хотели: Фирдуз оставил их в покое. Голод эти люди предпочли труду.Завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10).Наемник-наследникВ боснийской деревне жил некий Илия, и было у него семеро сыновей. Но сыновья не уважали его и не слушались, и взял он к себе в дом наемника Цветко. Цветко слушался Илию и служил ему, как будто был его родным сыном. За это Илия усыновил его и завещал ему все свое имение. Сыновья судились с отцом, но проиграли дело. И приемыш унаследовал все имение своего хозяина. В беседе с журналистом Цветко сказал: "Вот как бывает, стал я наследником имения семерых сыновей. Вот какая судьба. Я верую в Господа Христоса [12] и в Промысл Божий, и никто не может сказать, что их нет".Не символ ли это судьбы народа израильского, который лишился милости Божией и был отвергнут, а язычники призваны и усыновлены?Хороший примерВ Белграде существует городской союз пенсионеров. На очередном ежегодном собрании союза по подведению итогов работы за прошедший год председателем был Благое Марьянович. Когда собрание закончилось, кто-то из присутствующих встал и предложил премировать господина Благое за добросовестный и честный труд тремя тысячами динаров. Предложение было принято единогласно, но старик Благое, воспротивившись, воскликнул: "Нет, ни за что! Эти кровью и потом заработанные деньги я принять не могу!".Воистину добрый пример служения ближнему.Возлюби ближнего твоего, как самого себя [13],— сказал Господь.СкромностьСкромность и мужество показал князь Коноэ, президент японского правительства, признав свою слабость. В декабре 1938 года он обратился к японскому императору с просьбой об отставке, и вот на каком основании: "Я еще недостаточно опытен, чтобы руководить в сложившейся ситуации, и способности мои ограничены". Он попросил освободить его от должности и назначить более достойного человека.В истории едва ли найдется еще хоть один подобный пример, когда некто власть имущий признал бы свою незрелость и свою неспособность нести державное служение.Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1 Тим. 1,15).ПатриотВсемирно известный польский музыкант Падеревский [14] после Первой мировой войны был первым премьер-министром Республики Польши. Тогда он был очень богат. Требовалось навести в стране порядок, но государство не имело средств, и Падеревский не жалел своих денег. Вместо того чтобы принимать от государства, он отдавал государству. Наконец он отдал все и сам оказался в долгах. Когда он оставил свой пост, его долги составляли около сорока миллионов. Из года в год он давал концерты, играл и играл, чтобы рассчитаться с долгами; был вынужден заложить все свое имущество и остался без крова. Пришла старость, а старик патриот все еще продолжал давать концерты, чтобы заработать на хлеб насущный...И приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили каждый, кто только хотел приносить золото Господу (n?.: Eno. 35, 22).НеграмотныйСогласно официальным данным в Норвегии нет неграмотных людей. И вдруг среди новобранцев нашелся один такой. Это вызвало в стране общественный взрыв: как могло случиться, что человек остался неграмотным? Было проведено целое государственное расследование, чтобы установить, кто виноват в том, что молодой человек не научился читать и писать, хотя речь шла о единичном случае.Однако есть большая неграмотность — безверие. Человек, не научившийся верить в Бога, не просто самый безграмотный, но самый опасный. Какое было бы счастье, если бы каждый город, каждая деревня, каждая школа, каждая организация восстали против безбожника в своей среде так же, как государство Норвегия восстало против неграмотности одного новобранца.Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 52, 2).Всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся (Ис. 1, 28).Ходящий затылком впередСообщают об одном странном случае, происшедшем в американском городе Денвер. Официанта неожиданно уволили со службы, и он оказался буквально на улице. Это так потрясло несчастного, что он разучился ходить правильно и стал ходить затылком вперед.Есть люди, которых удары судьбы приближают к Богу, и они идут вперед прямо к Нему, но встречаются и такие, правда реже, которые из-за невзгод удаляются от Бога. Это можно сказать о христианах, которые из страха перед гонениями отпали от Христа и вернулись назад к идолопоклонству; это можно сказать о балканцах, которые отвергли крест из страха и пали перед полумесяцем.Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин. 6, 66).АтлетыЭто современные силачи-гимнасты, которые состязаются друг с другом и борьбой зарабатывают славу и богатство. На Западе, а особенно в Америке, им воздаются почести как героям дня, точнее будет сказать — ежедневным героям. Ежедневные, как газеты, герои! Время их славы кратко. Быстро теряют они силу и быстро стареют. Об одном очень известном спортсмене газеты писали, что он, теперь уже старый и сгорбленный, крутит шарманку и просит милостыню на лондонских улицах. О другом известно, что на последнем соревновании удар соперника лишил его обоих глаз, и теперь он живет в доме для слепых. Еще одному сломали ногу, и теперь он, хромой, служит привратником какого-то отеля. Забвение и нищета — вот какой удел ждет всех атлетов-силачей. Таков конец любой мирской славы, к которой стремятся люди. Этого они достигают.И сказал Господь начальникам иудейским: Не принимаю славы от человеков. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ei. 5, 41, 44).Три тысячи ступенейКак известно, на Синае находится монастырь Святой Екатерины. От этого монастыря до вершины горы Синай ведет длинная лестница в три тысячи ступеней. Эти ступени высекли из камня монахи, чтобы облегчить дорогу гостям монастыря и паломникам на священную вершину горы Синайской, где пророку Моисею явился Господь и дал ему скрижали Закона.И увидел во сне Иаков: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней (ср.: Быт. 28, 12).И ты, Капернаум [читай — Запад], до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (ср.: Мф. 11, 23).Сербская моба [15]Прочел я в газете об одном необычном виде современной мобы. Крестьянин Милия Н. из деревни Брзана жил беднее бедного, не имел ни кола ни двора. Невозможно было смотреть, как скитается и голодает несчастный Милия, и односельчане решили собраться на мобу и построить ему дом. И сделали это, сделали быстро и легко. Собрали денег для мастера, нарубили бревен, принесли необходимый материал, и делу конец. Когда совершали освящение дома, веселилась вся деревня. Радовался Милия, а еще больше радовались добрые люди, построившие для него дом. Ибо всякое доброе дело радует и того, кто его совершил.Подобное произошло и в деревне Висибаба, близ Ужицкой Пожеги. И там односельчане выстроили дом одной бедной семье и потом все вместе веселились.Моба — древний и благословенный сербский обычай. Моба прокладывала дороги, моба помогала бедным и в севе, и в жатве. Вот и теперь, как узнаём, бездомный получил крышу над головой. Сербы искони мобой решали вопрос помощи бедным и сиротам (так называемый социальный вопрос), который в других странах решался насилием и бунтами. Долг священников и учителей — укреплять и распространять этот прекрасный обычай в наши дни, ради славы Божией и ради мира между людьми.Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим (ср.: Втор. 15, 7).Спор о визиряхСпорили боснийцы о том, какой из боснийских визирей был лучшим. Один сказал: "Рушид", другой сказал: "Селим", третий спорил: "Нет, Хусейн", четвертый: "Мустафа". И не могли убедить друг друга. Лишь один из них молчал. И когда спорщики приступили к нему, чтобы тот сказал свое слово, он ответил: "Лучшим был тот, кто из Стамбула отправился, а до Боснии так и не добрался".И умер Иосиф. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа (Исх. 1, 6, 8).Глава государства читает БиблиюВдова Вильсона [16], президента Соединенных Штатов Америки, в прошлом году опубликовала свои мемуары о жизни и деятельности покойного супруга. Она вспоминает, как президент каждый вечер прочитывал главу из Священного Писания. Прежде чем лечь спать, когда вся семья была в сборе, президент брал в руки большую книгу Священного Писания и стоя прочитывал из него главу.Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими. И напиши их на косяках дома твоего (Втор. 11, 18, 20). Ср.: Исх. 20, 7. (В некоторых языках сквернословие связано именно с хулой на святыни.) ^ Ссылки на Священное Писание в основном тексте принадлежат автору. Затекстовые примечания и подстрочные примечания, авторство которых не обозначено, составлены редакцией ^ Исх. 20, 12. ^ См.: Рим. 2,21. ^ N?.: Eno. 20, 9, 10. ^ Стих Великого славословия на утрени. ^ Так в оригинале. Однако, согласно Писанию, эти слова принадлежат праведному Аврааму, а также Иову. ^ N?.: Быт. 18, 27; Eia 30, 19. ^ Eno. 20, 12. ^ Ликург (IX–VIII вв. до Р. X.) — легендарный спартанский законодатель, которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общественного и государственного устройства. ^ N?.: 2 Ei?. 12, 14. ^ Просторечное выражение.— Перев. ^ Io. 22, 39. ^ Падеревский Игнаций Ян (1860–1941) — польский пианист, композитор, государственный деятель. Как пианист пользовался мировой известностью. В 1919 г. был премьер-министром и министром иностранных дел Польши, в 1940–1941 гг. возглавлял польское правительство в эмиграции. Умер в Нью-Йорке. ^ Моба — сербский обычай добровольно и сообща помогать нуждающемуся; как правило, это касается полевых земледельческих работ.— Перев. ^ Вильсон Томас Вудроу (1856–1924) — 28-й президент США (1913–1921), сторонник утверждения Лиги Наций (официальной целью которой провозглашалось развитие международного сотрудничества, гарантия мира и безопасности), лауреат Нобелевской премии мира (1920). ^
Библия и сила Божия
И познаете истину, и истина сделает вас свободными.Ei. 8, 32"Православная Церковь не что иное, как совокупность пустых церемониалов и обычного праздноверия",— такое мнение было распространено среди многих людей; было оно популярно и у неправославного большинства в Америке, когда я сорок лет назад впервые посетил эту страну. Протестантские группировки приняли приговор профессора Берлинского университета Адольфа Гарнака [2]: "Православная Церковь — окаменевшая Церковь". В те времена Гарнак был светилом немецкой теологии и его мнение, подобно папской энциклике, считалось непогрешимым.Однако времена изменились. Изменилась и эта точка зрения. Теперь Православная Церковь пользуется всеобщим уважением на Западе, и особенно в Америке. Православная вера сейчас признана одним из официальных вероисповеданий США. Всемирный Совет Церквей стремится включить православные Церкви в состав своих членов; некоторые из них являются его членами изначально. К тому же стремятся и другие Церкви мира. Англиканцы (Епископальная церковь) ищут все более тесного сотрудничества с Восточной Церковью. Различные христианские молодежные организации стремятся к объединению с православной молодежью. В Париже силами христианских молодежных организаций недавно было выпущено большое количество книг хорошо известных православных мыслителей и богословов. Во Франции и Германии зародилось очень серьезное и влиятельное движение за обращение в Православие. И сегодня мы уже не слышим ни в одной части христианского мира ни одного презрительного слова в адрес нашей Церкви. Напротив, наша Церковь, как никогда прежде, всюду пользуется уважением, даже несмотря на некоторые наши внутренние разногласия в вопросах административного управления и судебно-юридической принадлежности. Данная статья была написана в 50-х гг. XX в. и актуальна для своего времени. ^ Гарнак Адольф (1851–1930) — немецкий протестантский богослов и церковный историк. Считал религию главной частью культуры, при этом усматривал причину "непримиримости" Православия с культурой в его особой мистичности и догматизме. ^Открылась истинная силаВ чем причина такой перемены? По мнению некоторых — в более глубоком познании, серьезном изучении и частых личных контактах западного и восточного миров в периоды двух последних мировых войн. Мы же считаем, что самый большой вклад в это изменение внесла и продолжает вносить героическая позиция Русской Церкви и ее борьба против безбожного тоталитарного коммунизма. Весь мир потрясенно, с уважением и удивлением наблюдал за этим поединком, как некогда древние римляне в амфитеатре наблюдали за борьбой гладиаторов на арене. В начале этой ужасающей схватки Христа и антихриста Запад был уверен, что коммунисты без труда сотрут в порошок "окаменевшую" от страха Православную Церковь и разорят эту "совокупность пустых церемониалов и обычного праздноверия". Поэтому некоторые неправославные западные Церкви посылали своих представителей в революционную Россию для переговоров с большевиками о безопасности своих церковных организаций, иными словами — об обеспечении сосуществования своих религиозных представительств с гонителями всех религий. Они надеялись убедить большевиков в том, что они исповедуют "прогрессивный и культурный" тип христианства, а не отсталый и отживший, как "это мертвое" Православие. Они хотели "сохранить лицо христианства", то есть хотели заменить "ни на что не годную" Православную Церковь своими собственными Церквами: монсиньор д'Эрбиньи — Римо-католической церковью, епископ Блэк — Методистской и тому подобное.Как известно, их миссия потерпела полное поражение. Большевики посмеялись над ними и отвергли их предложения. Православная Церковь осталась одна на арене борьбы не на жизнь, а на смерть. И, поскольку борьба эта продолжалась из года в год и конца ей не было видно, а лик Христов все сиял и сиял во тьме египетской, покрывшей Святую Русь, "ревнители" Православия один за другим начали менять свое мнение, начали стыдиться своего незнания живой Христовой веры, теплящейся в сердце русского народа. Незнание это — плод ущербной рассудочности (а она не могла не быть ущербной и поверхностной, ибо трудно было не видеть великой силы Христа, сокрытой под торжественностью православных церковных обрядов, казавшихся им бессмысленными). Если бы они знали Священное Писание (что невозможно вне христианской традиции), то разглядели бы, что каждая, даже самая малая часть православных обрядов основана на Священном Писании. Но они, надменно считая себя знатоками Писания, по-настоящему не знали ни Писания, ни силы Божией.Когда этот удар, словно опустошительный ураган, обрушился на Святую Русь, когда жестокая грубая сила, основанная на научных, философских и социальных ошибках и заблуждениях Запада, направила свои стрелы на православную веру,— тогда героический отпор и невиданное мученичество русского священства и русского народа открыли Западу глаза и он увидел непостижимую духовную силу Православной Церкви, благодаря чему, как мы сказали ранее, христианство на Западе отказалось от своего прежнего пренебрежения к Православной Церкви и с удивлением признало ее достойной уважения.Наши недостаткиПосмотрим друг на друга, чтобы увидеть, каковы мы, православные. Знаем ли мы Священное Писание и силу Божию? Знать то и другое — значит быть совершенными. Знать одно без другого — значит не знать полноты Православия. Разве наша Церковь не ризница неисследимого богатства Христова (ср.: Еф. 3, 8)? А если это так, то мы должны влиять на других, вместо того чтобы позволять другим влиять на нас. Мы должны давать, а не принимать. К сожалению, происходит обратное. Основной задачей древнейшей Церкви мира была вечная проповедь силы и мудрости Христа, следуя апостольским словам: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 23–24). Вместо проповеди такого Христа многие наши учителя проповедуют "учение о религии", хотя наша религия не является учением в привычном смысле этого слова или одним из учений: это Откровение Божие, состоящее из Божией премудрости и силы Божией. Но наши учителя предпочитают интеллектуальный подход к нему. Одни оправдывают это необходимостью современности вообще, другие — требованием современной молодежи детального объяснения всего и вся, каждого слова, согласно естественной логике.Некоторые наши богословы — сознательно или бессознательно — объясняют догматы чисто научным методом, без должного почитания Божией силы, которая содержится в каждом догмате, не чувствуя ответственности за нравственные последствия такого подхода. Они не осознают, что этим обедняют нашу догматику, отнимая у нее силу Христову; они проповедуют скорее философию, нежели богословие, не любят, когда их в этом упрекают, а еще больше не любят, когда преподаваемую ими догматику отождествляют с учениями средних веков, античности или Ренессанса. Очевидно, однако, что они тяготеют именно к ним. В обоих случаях сила Христова, сокрытая в догматах, игнорируется. А это именно та сила, которую верующий народ ожидает найти, когда молитвенно поет или читает Символ веры. Народ поет "Верую" не ради того, чтобы запоминать слова, а для того, чтобы получить от них укрепляющую силу.Апостол пишет: наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе (1 Фес. 1, 5).Ревностное служение