Аскетическая проповедь

Молитва Господня не устраняет продолжительного пребывания в молитве: пример и продолжительного и всенощного моления, столько нужного для нас и полезного, подал Сам Господь [46]. Молитва Господня не соделывает ненужными или излишними прочих молитвословий, принятых и установленных святою Церковью: она составляет собою сущность их; она служит правилом для них; она научает нас, что и в прочих молитвах наших мы должны просить у Бога одних духовных благ [47]. Все молитвы, написанные святыми отцами, употребляемые в святой Церкви, удовлетворяют этому святому требованию: источник всех их - Святый Дух, преизобильно вещающий в молитве Господней. Не благоугодно Искупителю нашему, искупившему нас ценою Своей бесценной крови для блаженной вечности, чтоб мы стужали Ему о чем-либо тленном и временном [48]. Если необходимость заставит приступить к величию Божества с прошением о временной нужде нашей, то совершим это с осторожностью и благоговением, без увлечения и разгорячения, без красноречия, в немногих смиренных словах, заключая молитву предоставлением себя и своего прошения воле Божией. Воспрещено нам плотское многословие и витийство в молитве; воспрещены прошения о земных благах и преимуществах, прошения, которыми одними преисполнены молитвы язычников и подобных язычникам плотских людей, заботящихся об одном земном и временном, забывших заботы о вечном [49]. Молящеся, нелишше глаголите, якоже язычницы, повелел Господь нам, установляя и даруя нам молитву Господню: мнят бо; яко во многоглаголании своем услышаны будут. Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего [50]. Ищите прежде царствия Божия и правды его, той божественной праведности, которая вводит в него, и сия вся, все потребности земной жизни, приложатся вам [51]. Аминь.

[1] Лк. 11, 1-4; Мф. 6:9-13

[2] Лествица. Слово 28-е, гл. 64

[3] Мф. 6:33; Преподобный Кассиан

[4] Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 71-й

[5] Мф. 5:8

[6] Мф. 5:8

[7] Лк. 17:21[8] Ин. 14:21[9] Ин. 14:23[10] Гал. 2:20[11] 2Кор. 13:3[12] Деян. 3:12-13[13] Деян. 5:1-10[14] Слово 7-е, гл. 11, 12[15] Апок. 22:20[16] Лк. 13:8[17] Ин. 17:20-23[18] Лествица. Слово 28-е, гл. 61[19] "Плоть имеет свою волю", т.е. свое пожелание, сказал преподобный Марк Подвижник, ссылаясь на апостола (Еф. 2:3). Слово 4-е[20] Флп. 3:13-15[21] Мф. 6:31[22] Ин. 6:27, 33[23] Преподобный Кассиан, Coll. 9, cap. 21[24] Ин. 6:51[25] Ин. 6:56[26] Лк. 10:22[27] Ин. 6:55[28] Ин. 6:27[29] Ин. 6:58[30] Лк. 11:3[31] Преподобный Кассиан. Coll. 9, cap. 21. Такое объяснение хлеба насущного нисколько не делает странным чтение молитвы Господней пред трапезою, по монастырскому уставу: хлеб вещественный служит образом хлеба, сшедшаго с небесе[32] Мф. 6:14-15[33] Преподобный Макарий Великий. Беседа 7-я, гл. 4[34] Ин. 13:27