Аскетическая проповедь

[5] Быт. 18:27

[6] Иов 42:6. Что такого состояния достигают святые Божии, см. св. Исаака Сирского, слово 48-е и 49-е

[7] Пс. 114:6

[8] Пс. 50:3

[9] Пс. 6:3, 5

[10] Пс. 21:7

[11] Пс. 50:7

[12] Пс. 68:2-3[13] Пс. 37:5-6[14] Пс. 55:1-2, 6[15] Пс. 3:1-3, 8[16] Ис.6:5[17] Евр. 11:13[18] Мф. 23:37[19] Рим. 8:6[20] Рим. 4:3[21] Рим. 4:11-12[22] Мф. 3:9[23] Ин. 9:29[24] Ин. 9:33[25] Лк. 3:7[26] Мф. 3:7[27] Мф. 23:33[28] Ин. 8:14, 44[29] Мф. 21:31[30] Bergier. Dictionnaire Theologique, Saduceens[31] Деян. 5:17[32] Лк. 16:19[33] Ин. 1:19, 24[34] Святой Тихон Воронежский. Том 15. письмо 32-е[35] Ин. 7:48-49[36] Мф.23:33[37] Флп. 3:7-8[38] Ин. 1:35[39] Мф. 21:32[40] Мф. 21:32[41] Мф. 13:13[42] Лк. 8:15[43] 1Кор. 6:20[44] Кол. 3:11[45] Петр Дамаскин. О еже како стяжати истинную веру. Доброт., ч. 3, кн. 1-я[46] Слово 2-е[47] Ис. 40:3-5, 10; Лк. 3:4-6Изложение учения Православной церкви о Божией МатериБожия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она - Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она - Приснодева, то есть до рождения ею Богочеловека - Дева, в рождении Его - Дева, по рождении Его - Дева. Имя Мария дано ей по повелению Божию, и значит Госпожа [1].К уразумению достоинства Богоматери, к уразумению его в том величии, в каком оно исповедуется Православною Церковью, руководствуют точные и подробные понятия о непостижимом деянии всемогущего Бога: о вочеловечении Бога-Слова.Предвечное Слово - Сын Божий - силою творчества Своего составил Себе плоть во утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству соделался сыном и по естеству человеческому. Родился от Девы Иисус Христос, одно Лице в двух нераздельных и неслитных естествах - Божеском и человеческом. Божеское естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, и человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Такое чудное соединение, принимаемое верою и рождаемым ею духовным разумом [2], непостижимое для разума плотского и душевного, произведено всемогуществом Божества.Вочеловечившийся Господь имел все принадлежности человека: дух, душу и тело. Именем духа обозначается разумная часть человека: его ум, его мысль, его словесные сердечные ощущения, чуждые естеству зверей и скотов, общие естеству человеческому и ангельскому. Собственно душа выражается в жизненной силе; душе свойственны желание или воля и энергия или естественный гнев, не переходящий в раздражительность. Эти свойства видим и в животных. Человеческий дух Христов упражнялся молитвою и изложением словами человеческими слова Божия; душа Христова выражала радость, скорбь, гнев, томление; тело Христово зачалось, родилось, питалось, возрастало, утруждалось, ощущало голод и жажду, упокоевалось сном, страдало, было распято и погребено, воскресло. По нераздельности естеств во всех случаях, когда проявилось естество человеческое как бы действующим исключительно, - содействовало ему нераздельно и неразлучно, хотя и неслитно, естество Божие, действуя сообразно Себе. Таким образом, хотя зачался во утробе Девы человек, но он в самом зачатии уже был и Бог; хотя родился от Девы человек, но вместе родился и Бог; возрастал, вкушал пищу, утруждался от пути, был связан в саду Гефсиманском, ударяем по ланитам, ударяем жезлом по главе, увенчан терновым венцем, распят человек, но вместе и Бог. Таким образом, апостолы были очевидцами, учениками, посланниками Бога [3]; Иуда Искариотский предал Бога [4]; архиереи иудейские и Пилат суть богоубийцы [5]; Приснодева есть Божия Матерь. По нераздельности естеств в одном Лице совершавшееся относительно одного естества неизбежно относилось и к другому.При зачатии Богочеловека от человечества заимствована одна половина его - Дева; семя мужчины, обыкновенно оплодотворяющее утробу женщины, отвергнуто. Причина этого ясна. Род человеческий тотчас по сотворении первых человеков получил способность размножаться [6]. Эта способность осквернена грехом вместе с прочими способностями в самом корне своем - в праотцах; следовательно, она, производя людей, в самом обряде производства сообщает им греховный яд, как пророк Давид по внушению Святаго Духа исповедал от лица всего человечества: в беззаконию, зачат есмь [7]. Способ зачатия, сообщавший с жизнью греховность, не мог быть употреблен при зачатии Богочеловека, предназначенного в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества долженствовала быть чуждою греха, вполне непорочною. Этого мало: она долженствовала быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом, невыкупимое, следовательно, никакою ограниченною ценою, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвою, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену.