Аскетическая проповедь

[5] Ин. 6:60, 66

[6] Ин. 6:63

[7] Ин. 6:53

[8] Быт. 2:23

[9] Иов 31:31

[10] Нравоучение 46-е в беседах на евангелиста Иоанна

[11] Святой Исаак Сирский. Слово 68-е

[12] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 8[13] Заимствовано из Точного изложения Православной веры, кн. 4, гл. 13[14] Ин. 3:6[15] Ин. 1:12-13[16] Мф. 19:28; Тит. 3:5[17] Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13[18] Иоан. 6:56-57[19] Святой Иоанн Златоуст, нравоучение 45-е в беседе на евангелиста Иоанна[20] Лев. 17:11[21] Мф. 26:27-28[22] Мф. 11:29[23] Лествица. Слово 25-е. Здесь посл. слова св. Иоанна Лествичника несколько дополн. аскетическим объяснением[24] Пс. 22:5. Читается пред молитвами ко причащению[25] Алфавитный Патерик. В молитве по 19-й кафизме читается: "Наслади душу мою Твоею честною кровию от горести, ею же мя сопротивник напои"[26] Пс. 53:9[27] Пс. 22:5-6[28] Мысль эта имеется у святого Иоанна Дамаскина[29] См. ссылку святых Кал-листа и Игнатия Ксанфопулов. Доброт., ч. 2, гл. 92[30] Ин. 6:27[31] Ин. 6:32-33[32] Ин. 6:48[33] Ин. 6:51[34] Ин. 6:55[35] Ин. 6:53[36] Новая Скрижаль. Ст. Дары святые приносятся по заповеди[37] Послание 90-е к благородной Кесарии, кн. 3[38] Евр. 4:12[39] Точное изложение Православной веры[40] 1Кор. 11:29[41] 1Кор. 11:28[42] Лк. 18:14[43] Ин. 6:51[44] 1Кор. 11:29[45] 1Кор. 11:31[46] 1Кор. 11:32[47] 1Кор. 11:30[48] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры[49] Святой Иоанн Златоуст. Нравоучение 46-е в беседах на Иоанна; Точное изложение Православной веры[50] 1Кор. 11:27[51] Евр. 10:28-29[52] 1Кор. 11:28[53] О Законе Духовном, гл. 118[54] Гал. 6:7-8[55] Евхаристия - благодарение. Названо таинство так по той причине, что оно совершается при обильном благодарении и славословии Бога[56] 1Кор. 11:24[57] Божественная Литургия Василия Великого. Чиновник архиерейского служения (церковная книга)[58] Заимствовано из Точного изложения Православной веры[59] Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры[60] Служебник[61] Служебник; Ис. 53:7[62] Литургия Василия Великого; Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, кн. 4, гл. 13[63] Рим. 12:1[64] 1Кор. 6:13[65] 1Кор. 6:15[66] 2Кор. 6:16[67] 1Сол. 4:4[68] Ин. 8:32[69] 1Кор. 11:29[70] Пс.77:24-25; Иоан.6:32[71] Мф. 4:4[72] Ин. 6:33[73] Ин. 6:49-50Слово в Великий пяток на вечернеВси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся [1].Какое было то зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили с зрелища, ударяя в перси и унося с собою страшное недоумение... Какое было это зрелище?На это зрелище смотрели не одни человеки - смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все ангелы Божий; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для них зрелище; оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько горькую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившимся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. Вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся... Какое это было зрелище?Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст?Вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя, возвращахуся.Возвращались, ударяя в перси, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного Богоубийства, - в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред не узнавшим Его человечеством. Биюще перси своя, возвращахуся в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.