Архимандрит Митрофан (Ярославцев Михаил Владимирович, генерал-майор) (1883-1954)

Восстание сатаны (денницы) имело космические последствия, помимо страданий человеческих оно погрузило мир в хаос, повлекло за собою страдания физические - болезнь, смерть, борьбу за существование, катаклизмы и т.п. Оно оковало нашу природу узами греха, о которых говорит ап. Павел: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне" (Рим.8:22).

Человек не может спасаться в изоляции, отделяя свое спасение от ближних - человечества и мира (2-я высшая заповедь). Нельзя любить Бога и не любить ближнего (ап. Иоанн). Аскетизм состоит в неустанной молитве за всех и труде на пользу ближнего.

(Петербургский период [61])

Государственные охранители, блюстители, законники и бюрократы, обступившие Церковь глухою стеною, оттеснили от нее верующих духом и истиною. Мнимые христиане превратили свою веру в обряды и внешние дела, историю церкви правили и утратили силу духа, понятие о сущности веры.

Л. Толстой пророчески и пламенно призывал к покаянию, но предлагал ложные методы лечения; он был чужд Духа Святого, односторонне и узко понимал Евангелие и отвергал Церковь. Он изучал буддизм и другие восточные верования и не удосужился проштудировать православное богословие.

Христианская кровь льется теперь во имя трех идолов - класса, расы и государства; любовь христианская объявлена слабостью, смирение презирается, свобода духа попирается, во всем насилие, а все вместе - действие силы антихриста.

Много среди нас эмигрантов заблуждающихся, видящих в Православной Церкви лишь старый быт, осколок великой русской государственности. Этим они снижают роль Христа - Бога до роли государственного вождя России, а Его Святую Церковь до министерского департамента, как и было в синодальное время, иными словами, кощунствуют над самым святым в христианстве понятием.

Вселенские соборы [62] ставили решения по потребностям того времени и для пресечения ересей; они не исчерпали всего христианского учения.Церковь - здание, основанное Христом Спасителем на камне веры и строящееся до скончания мира; работа, стройка - то замедляется, то возобновляется с новой силой.Ныне в мире кризис материализма, а за ним будет великий расцвет христианства, духовной жизни; жаль, что я не доживу до него.Принцип вселенскости затемнен у многих православных глубоким провинциализмом и обособлением отдельных национальных церквей (болеют только своей болью); это скверный пример еврейской ветхозаветной национальной церкви.Богословие не инвентарная опись творений Св. Отцов и Соборов, а развитие христианского вероучения; Церковь Бога Жива...Об экуменизме [63]. Всякое единение прекрасно, всякий мир хорош, но главная задача Православной Церкви указана Самим Христом: "проповедуйте Евангелие всей твари". Исповедуя свою веру не только словами, но и делами, мы, православные, привлечем к себе сердца инославных; это более трудный путь, тернистый, узкий, но единственный, а идти широким путем - механического соединения и уступок - не церковный, не по стопам Христа и Апостолов.Прислуживание известному строю, хотя бы и наилучшему, подчинение социальным условиям - грех для пастыря, который без компромиссов должен служить только евангельской истине; Церковь надмирна, все же государства и общества временны. Но Родина - понятие высокое и Господь Иисус Христос пришел, прежде всего, к погибшим овцам дома Израилева.