Игнатий (Брянчанинов), свт. - Аскетические опыты. Том II - Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу

[7] Рим. 3, 10-12.

[8] Рим. 7, 18.

[9] Быт. 6, 3.

[10] Рим. 7, 24.

[11] Рим. 6, 6.

[12] Деян. 19, 12.

[13] Рим. 8, 8.

[14] Рим. 6, 6. [15] Рим. 7, 24. [16] Рим. 7, 14-25. [17] Рим. 8, 14. [18] Рим. 6, 6. [19] 1 Кор. 15, 10. [20] Еф. 4, 22. [21] Еф. 4, 23, 24. [22] Рим. 13, 14. [23] 1 Кор. 15, 49. [24] Прп. аввы Дорофея поучение 1. [25][27] Лк. 11, 13. [28] Рим. 4, 2, 3; Иов. 1, 8. [29] Рим. 4, 2-8; Гал. 2, 18-26. [30] Мф. 10, 39. [31] Мф. 16. 24. [32] Сл. 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых перед святым таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; таинством св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование св. Крещения в требнике. [33] Слово 4, гл. 5. [34] Прп. Макарий Великий, Беседа 21, гл. 1. [35] 16-е поучение преподобного Синклитикии, Достопамятные сказания. [36] Ответ на вопрос 210. [37] Гл. 49, Доброт., ч. 2. Эта цитата полнее приведена в Слове об Иисусовой молитве. [38] Беседа 21, гл. 3 и 4. [39] Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: "Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал - не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается" (Рим. 14, 22). // Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. [40] Пс. 16, 15-20; Пс. 21, 21, 22; Мф. 16, 26; 1 Пет. 5, 8; Иов 2, 6. [41] Пс. 39, 2-4. [42] Лк. 18, 7, 8. [43] Рим. 8, 28. [44] 1 Кор. 10, 13. [45] Слово 4, гл. 6-8. [46] Св. Григорий Синаит, гл. 117. // Добротолюбие, ч. 1. [47] Прп. Макарий Великий, беседа 27, главы 4, 5 и 18. [48] Евр. 12, 8. [49] Слово 7, гл. 14. [50] Исх. 3, 21, 22. [51] Слово 31. Здесь употреблено слово "делание", потому что Отцы наиболее так называют мысленный и сердечный подвиг, чаще обозначая словом "подвиг" телесные труды. Прп. Варсоноф. Отв. 210. Исаака Сирина. Слово 56. [52] Прп. Макарий Великий, Слово1, гл.1. [53] Доброт., ч. 1, деятельных и Богословских глав 43. [54] Прп. авва Дорофей, поучение 1. [55] 2 Пет. 1, 4. [56] Ин. 3, 5, 6. [57] Он (Господь) освободил нас св. Крещением, подав нам прощение грехов, и дал нам свободу делать добро, если пожелаем, и не увлекаться уже, так сказать, насильственно к злому; ибо того, кто порабощен грехами, они отягощают, и увлекают, как и сказано (в Писании), что каждый связывается узами своих грехов" (Притч. V, 22). Прп. аввы Дороеея поучение 1-е об отвержении мира: "Самовластия и самопроизволения нашего не отнимает Крещение: оно доставляет нам свободу, при которой диавол уже не насилует нас, когда мы не соизволяем ему. Нам предоставляется по крещении на произвол, или пребывать в заповедях Христа, Владыки и Бога, в Которого мы крестились, и ходить по пути повелений Его, или снова возвратиться лукавыми деяниями к супостату и врагу нашему, диаволу". Преподобный Симеон, Новый Богослов, гл. 109. Доброт., ч. 1. [58] Мф. 12, 43-45. "Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них не обретает покоя: ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещеных - некрещенные принадлежать ему от начала (зачатия) - и он возвращается на крещенного с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда диавол возвратится на крещенного и найдет его праздным, то есть, по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда взошедши в него, злодействует лютее прежнего. Очистившемуся крещением, потом (осквернившемуся) нет надежды на второе крещение: разве есть надежда на многотрудное покаяние". Объяснение Блаженным Феофилактом Болгарским приведенного здесь евангельского текста. Преподобный Григорий Синаит сказал: "Держи неудержимый ум, то есть обуреваемый и рассеваемый сопротивною силою, возвратившеюся снова по крещении, по причине нерадения, с иными лукавейшими духами, в ленивую душу, как говорит Господь". Св. Григорий Синаит, гл. 3. Доброт., ч. 1. Прп. Макарий Великий, беседа 27, гл. 11 [59] Гал. 3, 27. [60] Гал. 3, 28. [61] Слово 3 о Крещении.