Игнатий (Брянчанинов), свт. - Аскетические опыты. Том II - Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу

[76] Тим. 3, 5; Мф. 19, 27.

[77] Здесь выписаны слова Апостола в русском переводе, изд. 1822 г., для большей ясности.

[78] По-славянски: Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся (погружались). Крещение и погружение - однозначные слова. Во всей Вселенской Церкви Крещение совершалось через погружение до 12 столетия. В 12 столетии начали заменять в Риме погружение обливанием. Dictionaire Theologique par Bergier, Bapteme.

[79] Рим. 6, 3-13 (перевод издания 1822 года). См. объяснение этих слов Св. Иоанна Златоуста.

[80] Быт. 2, 17.

[81] Прп. Макарий великий, Слово 7. гл. 26.

[82] "Через Крещение крещаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его". 20 нравственное правило св. Василия Великого. // Творения Св. Отцов.

[83] Прп. Марк Подвижник, Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1-6. // Добротолюбие, ч. 2. [84] Ioanni Chrisotomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. [85] Деян. 8, 39. [86] Деян. 10, 44-46. [87] Скобель - плотничный инструмент, которым скоблят дерево. [88] Церковная История Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло перед взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучен и потом казнен. [89] Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 18. // Творения Св. Отцов. [90] Св. Григорий Бог Св. Григорий Богослов, Слово 40-е. // Творения Св. Отцов. [91] Четьи Минеи, 1 января. [92] Ин. 7, 38. [93] Пс. 50, 20, 21. [94] Слово 4 о послушании. [95] Мф. 3, 2. [96] Мф. 3, 11. [97] Мф. 4, 17. [98] Мк. 1, 15. [99] Мф. 10, 7. [100] Деян. 20, 21. [101] Деян. 2, 37, 38. [102] См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. [103] Мф. 25, 30. [104] "Закон свободы, - сказал преподобный Марк, - разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется", глава 32, О Законе Духовном. [105] Еф. 4, 13. [106] 3аключение слова о Крещении. [107] Песнь Песней 1, 5, 7. [108] Слово 21. [109] Слово 7. [110] Пс. 50, 18, 19. [111] Слово 5. Советы ума душе. [112] Слово 1. [113] Слово к иноку Николаю. [114] Пс. 118. [115] Евр. 12, 6. [116] Пс. 39, 2. [117] В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий прп. Моисея Мурина, прп. Марии Египетской и других.