Игнатий (Брянчанинов), свт. - Аскетические опыты. Том II - Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу

[111] Слово 5. Советы ума душе.

[112] Слово 1.

[113] Слово к иноку Николаю.

[114] Пс. 118.

[115] Евр. 12, 6.

[116] Пс. 39, 2.

[117] В славянском последнее предложение читается так: якоже предприятию обрестися таковой памяти (гл. 152). Предприятием называют деятельные Отцы приятие (обновление) в мысли и ощущении греха, совершенного некогда на самом деле. Предприятия более или менее продолжительно мучат кающегося подвижника по оставлении им греховных дел. Это ясно можно видеть из житий прп. Моисея Мурина, прп. Марии Египетской и других.

[118] Слово "О думающих оправдаться делами". Главы 193, 197, 150-156. [119] Слово 36. [120] 2 Кор. 12, 9. [121] Мф. 21, 4. [122] Апок. 18, 19. [123] Житие преподобной Марии Египетской. Четьи Минеи, 1 апреля. Преподобная Мария сказала о себе святому Зосиме, между прочим, и следующее: "Я - жена грешная, но огражденная святым Крещением". [124] Апок. 3, 20, 21. [125] Мф. 11, 29. [126] Лк. 6, 36. [127] Ин. 14, 15. [128] Мф. 11, 12. [129] Лк. 13, 24. [130] Ин. 14, 23. [131] Слово 1-е, гл. 13. [132] Прп. Исаак Сирин, Слово 1. [133] Притч. 27, 1. [134] Пс. 118, 96. [135] Св. Петр Дамаскин. Доброт., ч. 3, книга 1, статья 1. [136] Иов. 15, 15. [137] Флп. 3, 20. [138] 1 Кор. 4, 4 - по русскому переводу 1822 г. [139] 1 Тим. 1, 15. [140] 2 Пет. 1, 4. [141] Мф. 13, 31, 32. [142] Прп. Исаия отшельник, Слово 11 о зерне горчичном. [143] Флп. 2, 7. [144] Ис. 53, 3. [145] Ис. 53, 12. [146] Мф. 5, 19. [147] По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. [148] Доброт., ч. 2. Св. Каллист и Игнатий, гл. 92. [149] В первые времена христианства язычники, видя в таинстве Крещения только наружную сторону его и не понимая сущности, насмехались над ничтожностью, по их мнению, наружности. Св. Кирилл Иерусалимский. [150] Мф. 13, 33. [151] 1 Сол. 5. 23. [152] Деян. 19, 12. [153] Деян. 28, 5. [154] Четьи Минеи, 7 апреля. [155] Там же, 5 апреля. [156] Там же. [157] Алфавитный Патерик. [158] Гал. 3, 27. [159] Мф. 5, 8. [160] "Тщательное блюдение (евангельских заповедей) научает человека "немощи его". Св. Симеон Новый Богослов, 4 глава Деятельная и Богословская, Доброт., ч. 1. Это значит: Тщательное блюдение заповедей вводит в первое блаженство, именуемое духовной нищетой, от которой рождается духовный плач, рождающий из себя кротость. Последовательность Блаженств изложена с особенной ясностью священномучеником Петром, митрополитом Дамаска. Доброт., ч. 3, книга 1. [161] Мф. 5, 44-48. [162] Слово 48. [163] Слово 89; Рим. 5, 6-8. [164] Там же. [165] Кол. 3, 12, 13. [166] Беседа 9.