Иоанн Кронштадтский, св. - Моя жизнь во Христе - Часть II

Если любишь щеголять платьем, или когда одеваешь одежду, вспоминай о нетленной одежде правды, в которую должна быть облечена душа наша, или о Христе Иисусе, Который есть духовное одеяние наше, как сказано: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Страсть к щегольству весьма часто совершенно вытесняет из сердца самую мысль о нетленном одеянии души и всю жизнь обращает в суетную заботу об изяществе в одежде.

Братия мои! Поймите задачу, цель своей жизни. Мы должны умерщвлять многострастное тело или страсти плотские чрез воздержание, труд, молитву, а не оживлять его и страсти его чрез лакомство, пресыщение, леность.

Благо во всех отношениях - подавать нищим: кроме помилования на Страшном Суде, и здесь, на земле, милостынодавцы получают часто великие милости от ближних, и что другим достается за большие деньги, то им дают даром. В самом деле, человеколюбивейший, праведнейший и прещедрый Отец Небесный, чад Коего милуют милостивые, не наградит ли их и здесь, в поощрение их к б%льшим делам или хотя к продолжению тех же дел милосердия и к исправлению немилостивых, посмевающихся милостивым? Наградит и достойно, и праведно.

Не гоняйся за призраками его, оставь всякую вражду и люби всякого, ибо любовь от Бога.

Господи, Ты непрестанно побеждаешь во мне ад, по молитве моей, и если я доселе еще не во аде, это Твоя милость, ада Победителю, Господи! Слава Тебе, Благодетелю, Спасе наш! Что было бы с нами без Тебя? Мы были бы истые звери и истребили бы друг друга. Что с отдельными личностями было бы, то и с народами. Если бы отдельные лица и народы жили по Евангелию Твоему, не было бы тогда вражды, междоусобий, войн. Когда мы вполне сознаем необходимость для нашего блага временного и вечного - жить по Евангелию? А теперь как мало и читающих Евангелие!

Господи! Исповедую пред Тобою, что не на даче, не в лесу жизнь и здравие, и крепость духовных и телесных сил, а у Тебя во храме, наипаче в Литургии и в Животворящих Твоих Тайнах! О, величайшее блаженство Святые Тайны! О, живот дающие Святые Тайны! О, любовь неизглаголанная - Божественные Тайны! О, промышление чудное и непрестанное Господа Бога о спасении и обожении нашем - Божественные Тайны! О, предображение вечной жизни - Божественные Тайны!

Владычице моя, Пресвятая Богородице! Тебе я молился пред Литургиею, да испросиши мне благодать совершить ее с силою многою, во славу Божию, во спасение мира и мое собственное! Ты все устроила во благо. Благодарю Тебя, Всеблагая Помощнице, Скоропослушница, упование непостыдное!

Сколько благодеяний доставила мне доселе вера Христова! Не говоря о бесчисленных других благодеяниях, скажу об одном: сколько душевных возмущений, страстей она прогоняла и умиротворяла меня! Сколько исправила кривых стремлений сердца! Сколько раз грехи очищены и душа спасена была от духовной смерти! И как близок Господь наш к верующему! Он как воздух, как дыхание уст наших, дыхание сердца нашего, души нашей. Приноси же Богу пламенную молитву об обновлении своем и людей Его. Это приятнейшая Богу жертва.Кроме того, исполняющему послушание есть плод богатый и для тела: ибо что ленивые теряют, то трудолюбивые и усердные, несущие послушание, приобретают. Поэтому послушание благоплодно для души и для тела, и если неблагоплодно для тела, то непременно для души. Итак, всякий будь послушен во благое, но не на злое. Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и пр., и молиться за врагов своих. Острие скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдет и в твое сердце, по строгому закону возмездия: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7, 2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому. Да будет, Господи, сие при всяком священнослужении, при всяком совершении Таинств. Ты же даждь все сие: ибо без Тебе не можем творити ничесоже (Ин. 15, 5). Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и проч.; но - из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным - даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и проч.? Возможно ли работать Богу и мамоне (Мф. 6, 24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и велиару? Невозможно.