Лилия Гурьянова

Внутренний компас

У нас есть верный барометр, который показывает возвышение или понижение нашей духовной жизни, это – сердце. Его можно назвать и компасом, который показывает нам, куда плыть. Он показывает, идем ли мы к духовному востоку – Христу, или к западу – к темной державе дьявола, этого властелина смерти. Поэтому со вниманием смотри на свой внутренний компас, и он укажет тебе правильный путь.

Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего. Когда в твоей душе добрые мысли, тебе хорошо и легко, ты чувствуешь спокойствие и радость: это значит, что в тебе Дух Святой. Когда же в тебе недобрые помыслы или недобрые сердечные движения, ты чувствуешь тяжесть и беспокойство. Это значит, что в тебе дух злой. Злой дух есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения; а дух благий есть дух несомненной веры, дух добродетели, дух духовной свободы и широты, дух мира и радости. По этим признакам распознавай, кто действует в тебе.

О благоразумии

Будь умерен во всяком религиозном деле, ибо и добродетель должна быть благоразумной, соответствуя силам и обстоятельствам времени и места. Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с физическими силами, с различными обстоятельствами, местом и временем, то она уже будет не добродетель. Потому апостол Петр учит: «Покажите в добродетели вашей благоразумие, в благоразумии – воздержание, в воздержании – терпение» (2 Петр.1:5, 6). О грехах Никто пусть не думает, что грех есть нечто маловажное. Нет, грех – это страшное зло, убивающее душу! Кто из искренне верующих не знает, какая скорбь и теснота поражает душу, какой палящий огонь свирепеет в груди после совершения какого-либо греха? Идите вперед! «Кто не собирает со Мной, – говорит Господь, – тот расточает» (Лук. 11:23). Всю жизнь надо стремиться вперед в духовной жизни, подниматься все выше и выше; все более и более увеличивать богатство добрых дел. Если же мы стоим на одной точке нравственного совершенства, то все равно, что скользим назад. Не приобретать – все равно что терять. О заботах житейских Житейские заботы, как мгла, застилают мысленный горизонт души и помрачают сердечные очи. Поэтому научись не беспокоиться ни о чем, но всю печаль и заботу возлагать на Господа. Не беспокойся, когда приходится тратить для помощи нуждающимся: это послужит к новым и еще большим щедротам Господа к тебе. Очищение совести, исповедь Отчего грешная душа не прежде получает прощение грехов, как после того, что глубоко почувствует все их безрассудство и гибельность? Оттого, что как греша, она признавала их приятными и благовидными, так, раскаиваясь в них, она должна признать их гибельными и ложными. Как желание греха зарождается в сердце, так и освобождение от него должно сопровождаться болью в сердце. Истинному покаянию помогают сознание, память, воображение, чувство и воля. Как мы грешим всеми силами души, так и каяться надо всей душой. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. От нерадивой жизни сознание грехов затмевается – надо его прояснить; чувство притупляется – надо его пробуждать; воля обессиливается – надо ее принуждать. Сказано: «Царство небесное силою берется» (Мф. 11:12). Поэтому исповедь должна быть сердечная, глубокая и полная. Сравнивая исповедь с операцией, говорят: трудную и болезненную операции вынесешь, зато станешь здоровым. Это значит, что на исповеди надо без утайки все свои срамные дела открыть духовнику, хотя тебе будет и больно, и стыдно, и унизительно. В противном случае рана остается не излеченной, будет ныть и подтачивать душевное здоровье, а заражение будет распространятся на другие здоровые члены. Священник – это духовный врач. Покажи ему раны, не стыдясь, откровенно, с детской доверчивостью: ведь духовник – твой духовный отец. Ему дано любить своих духовных чад, а любовь Христова выше любви плотской. Умеренность, воздержание