Норман Л. Гайслер-РЕИНКАРНАЦИЯ-Реинкарнация буквально означает «повторное воплощение». Ее не следует путать с «воплощением»,

Аргументация против реинкарнации. Не только оказываются несостоятельными доводы в пользу реинкарнаций, но существует также аргументация, опровергающая эту теорию. Изложим несколько возможных соображений.

Нравственное опровержение. В пантеистических системах нет никакого источника для тех моральных норм, которые должны утверждаться через карму. С какой стати наказывать людей за злые дела, если нет эталонов этически правильного и неправильного? Ведь в пантеизме, в конечном счёте, нет различия между добром и злом. Карма — это не закон нравственности. В вопросах морали здесь все относительно. Алан Уотс (Watts), популяризатор дзэн-буддизма, пишет: «Буддизм не разделяет западных представлений о том, что существует нравственный закон, установленный Богом или природой и обязательный к исполнению для всех людей. Предписания Будды о поведении — воздержание от того, чтобы отнимать чью-то жизнь, брать то, что не дают, манипулировать страстями, воздержание от лжи и опьянения — это произвольно установленные правила целесообразного поведения» (Watts, 52).

Такой релятивизм порождает серьёзную проблему для теории реинкарнации. В этике позиции релятивизма отстоять невозможно. Вы не можете сказать: «релятивизм верен» или даже «релятивизм лучше, чем абсолютизм», потому что сами эти утверждения уже предполагают существование абсолютных ценностей, что противоречит релятивизму. К. С. Льюис разъясняет:

«В тот самый момент, когда вы заявляете, что один моральный кодекс лучше другого, вы мысленно прилагаете к ним некий стандарт и делаете вывод, что вот этот кодекс более соответствует ему, чем тот. Однако стандарт, который служит вам мерилом двух каких-то вещей, сам должен отличаться от них обеих. В данном случае вы, таким образом, сравниваете эти кодексы морали с некоей истинной моралью, признавая тем самым, что такая вещь, как истинная справедливость, действительно существует, независимо от того, что думают люди, и от того, что идеи одних более соответствуют этой истинной справедливости, чем идеи других» [Lewis, 25].

Чтобы сказать, что релятивизм верен, вы должны предполагать, что некая абсолютная справедливость существует, а в релятивизме это невозможно. Если нет чего-то абсолютно справедливого, ничто не может быть действительно справедливым; а если не существует ничего справедливого (или несправедливого), то карма с ее наказаниями становится неуместна.

Гуманистическое возражение. В конечном счёте, реинкарнация антигуманистична. Она отрицает сострадание в обществе. Любой, кто помогает тысячам нищих, больных, увечных, бездомных и умирающих от голода людей на улицах Индии, действует против закона кармы. Люди страдают, чтобы погасить свои кармические долги, а если вы им помогаете, то им придётся вернуться ещё раз и страдать ещё больше, чтобы избыть этот долг. Согласно традиционным индуистским верованиям, любой, кто помогает страждущим, ухудшает карму, и не чужую, а свою собственную. Социальная помощь, которая существует в Индии — это результат не индуистских, а внешних, преимущественно христианских влияний. Индуизм не породил такого человека, как Мать Тереза.

Психологический довод. Теория реинкарнации исходит из той посылки, что индивидуум обладает высокоразвитым ощущением самосознания до своего рождения, так что может получать и сохранять информацию для последующих воспоминаний. Научно установлено, что такая способность не формируется вплоть до возраста около восемнадцати месяцев. Именно поэтому мы не можем вспомнить, что было, когда нам был всего годик. То утверждение, что каждый человек каким-то мистическим образом «забывает» о своём высокоразвитом сознании в прошлом и большинство людей так и не может его вспомнить, разве что благодаря специальной тренировке и «просветлению», звучит совершенно неправдоподобно. Эта гипотеза не имеет оснований и должна расцениваться совершенно как Deus ex machina, подобно соломинке, за которую хочет ухватиться утопающий.

Естественнонаучное опровержение. С научной точки зрения, мы знаем, что жизнь индивидуума начинается в момент зачатия, когда двадцать три хромосомы мужской гаметы соединяются с двадцатью тремя хромосомами женской яйцеклетки и образуют зиготу с набором в сорок шесть хромосом. В этот момент начинается уникальное, индивидуальное существование нового человека. У него есть жизнь (душа) и тело. Это неповторимое человеческое существо. Раньше его не было. Заявления о том, что его душа (жизнь) существовала в предыдущем теле, лишены всякой научной основы. Научные данные указывают на момент зачатия как начало существования человеческого индивида. Социальное возражение. Если бы теория реинкарнаций была верна, общество давно стало бы совершенным. В конце концов, если нам сотни, а то и тысячи раз на протяжении миллионов лет предоставлялись возможности совершенствоваться, что-то должно было бы об этом свидетельствовать. Однако не видно, чтобы такой социальный прогресс имел место. Все, что у нас усовершенствовалось, — это средства, с помощью которых мы можем проявлять свою ненависть, жестокость, расизм и варварство по отношению к другим человеческим существам. Даже реалистические оптимисты, надеющиеся на приход лучших времён, вынуждены признать, что у нас нет бесспорных свидетельств хоть сколько-нибудь значительного нравственного усовершенствования за те тысячелетия нашей истории, которые нам известны. Проблема зла и бесконечные цепочки. Если страдания в этой жизни всегда проистекают из зла, совершенного в жизни предшествующей, то у нас получается бесконечная цепочка предшествующих существований. Но бесконечная регрессивная цепочка во времени невозможна, поскольку, если бы до настоящего момента должно было пройти бесконечное число моментов времени, настоящее никогда бы не наступило. Но ведь настоящее наступило. Следовательно, не было той бесконечной цепочки предшествующих существований, которую, судя по всему, подразумевает традиционная теория реинкарнации. С другой стороны, если число жизней, предшествующих данной, не было бесконечным, то должна была быть самая первая жизнь, в которой предыдущие инкарнации не могли выступать причиной зла и страданий. Но именно такова позиция теизма — что зло порождается в силу актов свободы воли индивидуума в этой нашей, первой жизни (примерами могут быть Люцифер среди ангелов и первый человек Адам). Проблема бесконечного времени и отсутствия совершенства. Даже если принять то предположение теории реинкарнации, что до настоящего момента прошло бесконечно много времени, это порождает ещё одну серьёзную проблему. Бесконечной длительности времени должно было оказаться более чем достаточно для того, чтобы все души достигли нравственного совершенства, что, собственно, и составляет предназначение реинкарнаций. Иными словами, к настоящему моменту все души должны были бы достичь единства с Богом, если уж у них для этого было бесконечно много времени. Но они его не достигли. Следовательно, реинкарнация вовсе не является решением проблемы зла. Библейская аргументация. Человеческие существа сотворены. В основе всей библейской аргументации, заставляющей отказаться от теории реинкарнаций, лежит доктрина творения. Библия есть богодухновенное Слово Божие. В таковом своём качестве она божественно авторитетна во всем, чему учит. Согласно Библии, человеческие существа были сотворены (Быт. 1:27). Бог вечен (1 Тим. 6:16). Все остальное было сотворено Им (Ин. 1:3; Кол. 1:15-16). Все, что существует, существует только потому, что было сотворено Богом «из ничего». Это относится не только к Адаму и Еве, первым людям, но и ко всем человеческим существам после них (Быт. 5:3; Пс. 138:13-16; Ек. 7:29). Все люди после Адама начинают существовать в момент зачатия (Пс. 50:7; Мф. 1:20). А в таком случае у наших душ не может быть никакого предынкарнационного существования. Бестелесность промежуточного состояния. Писание учит нас, что после смерти душа покидает тело и переходит в духовный мир, где ожидает воскресения. Апостол Павел пишет: «мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8). Во-вторых, размышляя о смерти, Павел поясняет: «влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:23). «Души» тех, кто принял мученическую смерть, пребывают на небесах, сохраняя сознательное существование. «И когда Он [Христос] снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Отк. 6:9). Иисус обещал раскаявшемуся злодею на кресте, что тот сможет познать блаженство в самый день своей смерти: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Даже Моисей и Илия, умершие за много столетий до того, находились в полном сознании, участвуя в беседе о смерти Христа, когда явились Ему на горе Преображения (Мф. 17:3). И даже бестелесные души нечестивых остаются в сознании. Ибо зверь и лжепророк, живыми брошенные в озеро огненное (Отк. 19:20), осознают свои муки и спустя «тысячу лет» (Отк. 20:10). Нигде в Писании нет ни малейшего намёка на то, чтобы душа после смерти переходила в другое тело, как утверждают адепты реинкарнации. Она просто переходит в духовный мир, где ожидает воскресения.