Православие и современность. Электронная библиотека

А Блаженнейший митр. Антоний, прямая ветвь от Матери-Церкви Российской, плененной безбожием, и по достоинству оцененный еще папой Пием XI, заявившем в беседе с одним из бискупов в Варшаве: "Самый большой человек в Восточном исповедании - архим. Антоний (Храповицкий)". Как на граните начертал он такие слова: "Ради Православия, в потребном случае, должно пожертвовать и своей народностью, и своим домом, и детьми, и родителями, и женою, бросить все, как ничтожную ветошь, как вытертый грош, лишь бы обрести жемчужину спасения, которая сокрыта в Православии" ("Деян. Соб"., 1938 г.). "Вера Православная есть подлинная душа Русского народа, источник его жизненной силы и крепости; если он потеряет это драгоценное сокровище, то потеряет все..." (Из посл. Церк. Соб. 1938 г.) "Россия жила и возвеличилась Православием, им же возродится и спасется... Отступники же от Православия становятся не русскими; они изменники вере, народу и Родине" (Из посл. II соб. к эм.). "Наказывая, Господь одновременно и указывает Русскому народу путь ко спасению, сделав его проповедником Православия по всей Вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса, в значительной части, бессознательно является проповедницей Православия" ("Соб. Деян. 1938 г.). Больше того: "Господь даровал нам благодать сохранять чистоту Его истинной веры, и мы несем это сокровище всюду ради спасения мира" (Митр. Антоний. "Прав. Русь", 1959 г., № 21).

Наш дивный праведник отец Иоанн Сергиев поет бесконечные гимны Православию. Он влюблен в его чудесность, животворность и Божественность: "Это неоценимое, Богом данное нам сокровище..." Он умоляет дорожить Православием и жить достойно, чтобы возвеличить Бога. Он свидетельствует о превосходстве его перед другими исповеданиями. Сам он с любовью всех принимал, благодетельствовал и римо-католикам, и протестантам, и иудеям, и мусульманам, и язычникам, и над всеми совершал по их просьбам чудеса исцелений, но при этом постоянно учил, что спасающая Истина - только в Православии. "Где есть такие молитвы, славословия, благодарения и прошения, такое чудное Богослужение, как в Православной Церкви? - Нигде!"

Недаром такие восторженные отзывы дают о Православии ученые: англичанин Ниль, американец Аберкромби, проф. Овербек и доктор Стэнли. Первый пишет: "Восточная, то есть Православная Церковь остается и теперь такою же, какою была с самого начала своего - многоразличною в своих учреждениях и простою в своей вере, непонятною для чуждых и удобопонятною для сынов своих, широко раскинувшею ветви свои, жестоко теснимую врагами, но спокойною, и всегда, как она обычно называет себя, единю, единственною, святою, соборною и апостольскою. Такова она в действительности!" "Чем более мы изучаем историю Православной Церкви, - говорит Аберкромби, - чем ближе мы знакомимся с ее учением и учреждениями, тем громче звучит пред нами голос ее авторитета, и тем живее пробуждается у нас желание вступить в общение с нею... Православная Церковь верна первоначальному учению Церкви Христовой и чужда искусственно построенным догматам реформации; а римская церковь сама была лишь колониею греческих христиан..." "Любезные протестантские братья! - взывает Овербек к своим единоверцам, - посмотрите вы на Церковь, которую Дух Святый основал и которою Он будет управлять до скончания века... Обратите свой взор на Восток - в Востока свет!.. Эта Церковь всегда, как она была, неизменно в Православной вере". Доктор Стэнли: "Православие цельнее, полнее, чем какая-либо другая христианская Церковь, переносит нас в первые века Христианства; а именно от нее и нужно ожидать верных услуг, которыми она, по воле Всемогущего, прославит Господа и осчастливит человечество".

А сколько новейших утверждений и отзывов в иностранной литературе о красоте и бесценности Православия? Оставляем это... Нужна сжатость и краткость. Вывод же сам по себе напрашивается. Все основатели новых учений, все учители, отделившиеся от Православия, хотя бы по личному своему облику и являли себя смиренными, но служение их основано на самоутверждении и гордости. Они сами о себе свидетельствуют, свое дело делают и свое слово проповедают. Православие же не по делам своих иерархов и членов, а по преемству Истины, хранимой от своего начала в чистоте и цельности своей - свято, непорочно и Божественно.

Старцы и наставления их

В нашем русском старчестве, особенно оптинском, дух глубокого благочестия, дух Христов.

Старец ведет Вас, старец держит Вашу душу, чтобы она не упала в греховную бездну и там не погибла. Он подходит к Вам с лаской, с утешением, ободрением, вразумлением, научением и благословением на подвиг. Старец рисует картины будущего и указывает на сладость в настоящем от пребывания в общении с Богом, Пречистой и всеми святыми. Старец говорит о болезнях как о готовом спасении; о страданиях, которыми выковывается смирение, спасающее и без других добрых дел. Старец живет Вашей радостью и Вашим горем, сливаясь душою с Вами. Старец учит: молитва - дыхание духа. Есть молитва - жива душа; нет молитвы - душа мертва. Во многом старец компетентен, авторитетен и опытен. Голос его слышится твердый, ясный, проникающий в бедное, стыдящееся самого себя сердце грешника. Возьмем наставления хотя бы некоторых только старцев. Приложим ухо к простым словам их, удивительно спокойным, но твердым и в душу проникающим: "Вы как-то раз говорили мне, что на Вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна Вас не коснется; никакой дряни не опасайтесь, дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило и послушайтесь: читайте утром и вечером перед Вашей молитвой оба эти псалма: 26 и 90, а перед ними великое архангельское обрадование: "Богородице Дево, радуйся..." Будете так делать, ни огонь Вас не возьмет, ни вода не потопит... Бомбой не разорвет" (Старец о. Иоанн Оптинский. Тр. Сл. № 305). "Когда сильно нападут люди и одолеет уныние, поклонцев сто положите с молитвою ко Господу, и тогда не только дроби, но и пушки не устрашат Вас" (Письма иг. Антония Оптинского). "Быть смиренным в духе! Это такое счастье, которого на свете выше нет. Человек смиренный живет на земле как в Царстве Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен" (Иг. Антоний Оптинский). "Мужественная душа никого и ничего не боится, кроме Единого Бога" (Иг. Антоний). "Советую Вам, вместо всякой мечты, душу свою напитать молитвою ко Господу и упованием на Него... без воли Коего и птицы не умирают, кольми паче человек. Успокойтесь в духе" (Иг. Антоний). "Один старец богомудрый говорил: "Пришла ко мне болезнь, слава Тебе, Господи! Болезнь моя увеличилась, слава Тебе, Господи! Болезнь моя сделалась неисцельною, слава Тебе, Господи! Ибо мне лучше быть на небе с Тобою, нежели с людьми на земле..." "И если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщился Святых Таин, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения" (Иг. Антоний). "Будем себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других; ибо чем смиреннее, тем прибыльнее: смиренных бо любит Бог, и благодать Свою на них изливает!" Поэтому "какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно; при Нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его!" (Иг. Антоний). Старец Гефсиманского скита о. Варнава говорил: "Неразумно вынуть частичку за каждое имя на проскомидии. Одна капля Божественной Крови Иисуса Христа смывает грехи миллионов душ человеческих". "А я рад, - говорит Старец пришедшему к нему, - что ты болен: смиреннее будешь", и ласково треплет его по плечу. Боль как рукой сняло. "Да избавит тебя Христос от болезни духа - уныния, печали, гордости, зависти, человеконенавидения. Эти болезни бывают по наваждению бесовскому, ужаснее и опаснее болезней тела..." "Говори сердцу: что ты рвешься, ведь гневом других не исправишь, а только себе повредишь. Не рвись, сердце, потерпи; завтра сделаем что нужно, завтра поговорим, с кем нужно. Спокойно сказанным словом скорее убедишь, усовестишь, чем гневливостью. Так убеждай свое сердце. Так поступай, и при помощи Божией победишь демона гневливости" (Троиц. Сл. № 366).