Святитель Димитрий Ростовский

Наша Панна — Овечка, а Руно — Ее тело,

Сына Божья навечно оно одело.

То Руно и тебя самого покрыло, как Бога:

Дорога столь бывает работа у Бога.

На Руно то упала с неба Божья роса,

И твое пусть Руно оросят небеса.

Взошла Мария в небо не без Ее Руна,

Его же оросившего — тебя — возьмет Она. Перо Святого Духа писало то Руно, Роса Святого Духа излита на него: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» (Лк.6,45). От избытка бо сердца глаголют уста его: То, что было на сердце, на Руно ты излил, В той работе сам Дух Святой дал тебе сил. Невесты Его руно ты прославил, Своего разуменья тебе Дух прибавил. Прекрасное Руно ты писаньем оросил, От Богородицы получишь все, что бы ни просил. Поведает Панна Сама тебе Божью любовь и мою, Идущему в небо — сугубую ласку сию. О тебе, любезнейшем овчати, вечно пасущего тебя Пастыря молю. Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, Новгородский и всего Севера, собственною рукою К читателю Описание чудес Пречистой и Преблагословенной Девы Марии от Ее чудотворного образа, что в Ильинском монастыре, снова издается, благочестивый читатель, с исправлением нравоучений и приложением кратких духовных бесед. Прилагаются здесь и примеры из житий святых на твою пользу. Ты же, любимиче, читая или слушая эту книжку, о чудесах Бога и Богородицу благодари, беседам внимай, нравоучений не отвергай, примерами пользуйся. Трудившегося же послушанием в деле этом — прости, если в чем ошибся, или нескладно написал, ибо невежда я, прост и ненаучен. И то составил не от себя, но где что читал, и, как пчела, от различных зелий мед в один сот собрал. Да и кто что имеет, чего бы не взял? Но Бог, давший людям в пустыне мед из камня и елей из твердой скалы, источивший Самсону воду из челюсти осла, силен и из простых бесед источить тебе мед, и елей, и духовные утехи, и извести, как из челюсти ослиной, живую воду душевной пользы, ибо некогда и бессловесная ослица мудрого Пророка увещевать могла. Так уж и ты, внимательный читатель, не презри простых нравоучительных бесед, написанных не ради какого тщетного намерения, но во славу Бога, в похвалу Богородицы, и в приобретение людских душ. ИжЕ в Руне инОгда прообразованна, Мати сОтворшаго НАс всеХ зде написанна. Душею И МыслИю Ту книжку пРИИмете, САми ей Внимающе И другим проЧтете. Предисловие к книжке Руном орошенным именую я здесь и Пресвятую Богородицу, и чудотворный Ее образ, и эту малую книжку, по таковым благословным причинам. Пресвятая Богородица есть Руно орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам. Христова ради воплощения, ибо «как дождь сошел» с Небес «на руно» (Пс. 71, 6), так Христос воплотился от Девы. Не повреждается руно от росы, сходящей на него, не повредилось и девство от Христа, вселившегося в Нее. «Из безсеменыя прозяб утробы, и сохранив Ю, якоже бе, нетленну» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 7). Чистоты ради, ибо, как руно от овечьей плоти отнято и отделено бывает, так Пресвятая Дева от всех плотских желаний отделилась и стала сокровищем чистоты. Оставаясь во плоти, Она превзошла чистотою бесплотных Ангелов. Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно. Чтобы сбылись на Ней слова Приточника: «Все у» Нее «одеты» (Притч. 31, 21), — одеяния двойные сотворила Она. Ибо от Ее утробы исткалась плоть Христова, ставшая нам нетленным облачением: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), теплотою веры и любви нас согревающего. Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая. Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает Церковь в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая». Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: «Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю» (Пс. 71, 6),— объясняет следующим образом: «Капли те — силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: «Роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26, 19).