Святитель Димитрий Ростовский

Дивился некто, слыша о вине, к которому зовут безумного, чтобы премудрым стал, — разве дает вино премудрость? Скорее обезумивает и премудрого. Не без причины апостол велит не упиваться вином (Еф. 5, 18). И если даже мудрый погубляет разум свой вином, почему безумный к нему призывается? Чтобы безумнейшим стать?

Но велено ему не удивляться. Одно вино — то, что ум погубляет, а другое — Марии, Которая сохраняла в себе сокровище Божией премудрости. О Ее вине пророк говорит, что не безумием, но целомудрием оно напаивает: «Вино»,— говорит,— «родящее девы» (Зах. 9, 17). И какие девы? Не безумные, но мудрые, которые «вместе со светильниками своими взяли масло в сосудах своих» (Мф. 25, 4). Этим-то вином и безумные некогда упремудрились. Не сомневайся же и ты, любимиче, о вине Ее, но приди и испей от Нее премудрость с прочими.

5 Пил от Нее Дамаскин, почерпнув усеченною рукою, и сколь упремудрился? Стал как источник, источающий потоки премудрых песней. Слушай, что его старцу сказала в видении Богородица: «Не заграждай источника Моего!» Так уж и ты не лиши себя такового пития. Дева Богородица — это Предводитель. Невежи, наставляйтесь от Нее!

Наставлял некогда Гедеон триста воинов израилевых к битве с Мадиамом, и странное было у них приготовление к битве: вместо меча и копий свечи в руках держали, и этим прогнан был супостат (Суд. 7, 20). Мадиам адский борет меня, и как прогоню его, не ведаю. Наставь меня Ты, Богородица, ибо Ты свеча, Свет принявшая, Которой прогоняется тьма темных полков.

Блажен и премудр держащий Свечу сию вместо крепкого оружия, безумен — не стяжавший Ее. Пять оных дев за угасшие светильники заслужили себе имя безумных, державшие же не угасшие свечи — мудрыми наименовались (Мф. 25, 3-4).

Имеющий Тебя светом, о Владычица! воистину мудр: ходящий во свете Твоем не спотыкается. Не имеющий же Тебя — глупец и невежда, таковой во тьме ходит, а кто ходит во тьме, спотыкается (Ин. 11, 9—10).

Повелел Господь Моисею в Исходе, чтобы светильник во храме свидения никогда не угасал, но «чтобы горел светильник во всякое время» (Исх. 27, 20). Это прообразом явилось Наставницы нашей Пресветлой, о Которой Приточник предвозвещал: «Светильник Ее не гаснет и ночью» (Притч. 31, 18).

Свет Ее всегда ум озаряет, всегда тьму просвещает, всегда к разуму наставляет всех верных. О, Всесветлый Свет, просвети светильник мой! Госпожа Богородица, просвети омраченную душу мою! Нравоучение Всякий нераскаянный грешник безумен, не имеет разума. Ум или разум в человеке — это одна светлая свеча, разгоняющая темноту неведения, и показывающая, что есть доброе, а что злое, и всегда на светлый путь заповедей Божиих наставляющая. Когда же человек, не послушав доброго, внутри просвещающего его разума, уклонится по злой воле своей, ибо «прилежит человеку помышление на зло от юности его» (Быт. 8, 21), и пойдет по своим похотям, творя неподобное (хоть и знает, по свидетельству разума своего, что смертно согрешать — это зло, за него казнен он должен быть вечно, но небрежет о том и нерадеет о грехе своем), тогда исступает из ума человек, губит разум и, как. безумный, блуждает в темноте буйства своего. О таковых говорит псалмопевец: «Не познали, не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81, 5). И святой Каллист: «Воистину, не имеют светлости Божественного разума в злобе и бесчинии живущие, ибо как солнечные лучи закрываются темными облаками, так ум наш, в душе, как в полудни, ясно светящий, потемняется буйством, а буйство какое большее, чем грех?» Так и Златоустый говорит: «Ничего нет злее греха». Творит безумными он и прежде великих разумом. Премудр был Соломон, но сколь обезумился, служа греху? И иных немало премудрых погибло из-за грехов. Молить прилежно подобает Господа, дабы, отогнав от нас буйство греховное, просветил наш ум светом разума святого Евангелия.