Александр Дворкин

Так случалось неоднократно, и новые поколения иеговистов даже не подозревают, что совсем недавно их организация проповедовала совершенно иную веру. Все нежелательное прошлое совершенно изглажено из их памяти. Господство над прошлым, о котором писал английский писатель Джордж Оруэлл в романе «1984» («Кто контролирует прошлое – контролирует настоящее. Кто контролирует настоящее – контролирует будущее»), доведено в секте «Свидетелей Иеговы» до своего совершенства.

Нижеследующее изложение вероучения и характерных особенностей «Свидетелей Иеговы» относится лишь к положению на последние годы XX в. и первый год XXI в. Не исключено, что вскоре все будет вновь изменено самым коренным образом. Думаю, читателю это станет ясно из самого изложения.

Сектанты постоянно подчеркивают, что Бога зовут Иегова, это его единственное имя, от которого почему-то отказались все церкви, которые называют его как угодно, но не тем именем, каким он сам себя назвал. Этим также, по мнению иеговистов, доказывается принадлежность всех церквей к сатанизму. Иегова – это, как известно, искаженное произношение древнееврейского слова «Сущий» (сейчас считается более правильным произносить Ягве – с фрикативным «г»). «Я есмь Сущий», то есть «Я есть Тот, Кто есть» – сказал Господь, когда явился Моисею в горящем кусте (Исх. 3:14)40. Однако, согласно свидетельству Евангелия, имя «Сущий» относится к Богу Сыну – Господу Иисусу Христу (Ин. 8:25 и др. места) также, как и к Богу Отцу41. Поэтому православный иконописный канон предписывает на каждой иконе Господа Иисуса Христа на крещатом нимбе писать «Сущий» по-гречески.

Сектантский Иегова не имеет никакого отношения ни к Богу Отцу христиан, ни к богу иудеев. Представление о своем боге у иеговистов грубо-материалистическое. Он ограничен в пространстве, т. е. локализован, не вездесущ и существует во времени (т. е. не неизменен):

...Где есть интеллект, там есть и разум. Где же есть разум, там есть мозг в теле определенной формы… …Бог является личностью с духовным телом... Небо является «местом обитания» Бога...

Электростанция находится на определенном месте в городе или около него. Но она снабжает электричеством всю окрестность. Подобно этому обстоит дело с Богом (! – А. Д.). Он живет на небесах. Однако Его святой дух (Так в тексте. – А. Д.), Его невидимая действенная сила, может быть ощущаема везде, во всей вселенной. Посредством Своего святого духа Бог создал небеса, землю и все живые существа. Для создания всего этого Богу не нужно было присутствовать лично. Он может послать Свой дух, Свою действенную силу, и сделать то, что Он хочет, даже если Он находится очень далеко42.

Изначально иеговисты верили, что Бог постоянно находится на звезде Альцион созвездия Плеяд: лишь в 1953 г. упоминание об этой звезде как месте жительства Бога исчезло из их публикаций. Альцион – центральная, знаменитая звезда в созвездии Плеяд... Альцион, кроме того, насколько это исследовано наукой, оказывается «полуночным троном», который является центром целой системы притяжения и с которого Всемогущий управляет своей Вселенной43. Иегове предшествовало не только время, но и пространство: «Прежде чем Он начал создавать Свои творения, Иегова был совершенно один в космическом пространстве»44. Более того, из иеговистского описания он предстает верховным эгоистом: «В то же время Он не мог ощущать одиночества, так как Он совершенен Сам в Себе и не в ком не нуждается»45. Примитивные теории сектантов, представляющих себе своего Бога самодовольным и самоудовлетворенным эгоистом, нагляднейшим образом иллюстрируют «от противного» то, что слова апостола «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8) – тринитарная формула. Непосредственно общаться с самодостаточным Иеговой человек не может. Имеющий «духовное тело» Бог напрямую общается только с подобными ему личностями, обитающими в «духовных телах», в иеговистской терминологии – с «богами». Человеку же о нем можно узнать лишь опосредованно: изучая созданный им мир46 и читая Библию, переданную им телепатическим путем своим избранникам: «Ввиду того, что Бог сотворил разум, Ему, конечно не было трудно войти в связь с разумом Его служителей, чтобы снабдить их необходимыми сведениями для записи»47. Естественно, Иегову можно познавать через Библию, только читая иеговистские публикации.