Александр Дворкин

Если бы евангельское повествование имело такой смысл, какой вкладывают в него сектанты, то есть если бы святой евангелист Лука вложил в уста Господа слова: «истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю», то он использовал бы для обозначения «ныне» указательное наречие времени – nun (теперь, ныне). Подобным образом оно применяется в Послании к Галатам (2:20) – «А что ныне живу во плоти...», то есть действие «живу во плоти» совершается в конкретный момент времени, ныне. Поэтому в случае применения такого грамматического оборота в разбираемом нами евангельском стихе можно было бы предполагать, что Господь сказал: «истинно говорю тебе ныне» о будущем событии. Во всех же известных рукописях Нового Завета стоит не «nun», но «sumeron» (один раз встречается «imera», что, впрочем, совершенно не меняет смысл текста), подтверждая здравое христианское понимание этого места.

Апостол Павел писал: «...мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор. 5:8), то есть на той самой «земле живых», «в граде Бога живого», о которой пророчествовал Псалмопевец. Христиане присоединяются «...к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства...» (Евр. 12:23).

В Откровении апостола Иоанна описывается состояние душ умерших праведников, находящихся у престола Божия: «И увидел я... и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие...» (Откр. 20:4), то есть души не умерли, а продолжали существовать. Описано также, что они делают. В седьмой главе Откровения мы читаем, что люди, пришедшие «от великой скорби» (Откр. 7:14) в земной жизни, получили от Бога великое воздаяние: «За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них» (Откр. 7:15). В этой последней книге Священного Писания мы читаем также, что, находясь на небесах, души праведников могут молиться Богу о земных делах и грешниках еще не умерших: «...я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря...» (Откр. 6:9-11). То, что здесь имеется в виду период времени еще до Страшного Суда, видно из ответа, полученного этими мучениками, свидетельствующего, что многие христиане живут еще в мире: «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».

Все Священное Писание учит нас, что человек состоит из тела и души. Если тело смертно, то душа нет. Если люди и умирают телом, они продолжают существовать душой. «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14:9).

У древних евреев место, где находились души умерших, как известно, называлось «шеол» («прикрытая пропасть», или «пустота внутри»), а иногда «бор» («колодец»). Место это считалось подземным, и мертвые вели там жизнь хотя и не бессознательную, но в полном разрыве со всем тем, что составляло их существование на земле. «Как овец, заключат их в преисподнюю (шеол); смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила (дословно "еол") – жилище их. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней (шеола)...» (Пс. 48:15-16).

Вышеприведенный стих псалма Давида часто используют «Свидетели Иеговы», настаивающие, что под адом в Священном Писании подразумевается могила, в которой хоронится тело усопшего, а геенна, с их точки зрения, лишь конкретное место в окрестностях Иерусалима141. Надо сказать, что предположение о тождественности ада и могилы неосновательно. В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета, выполненном иудеями в Александрии в III в. до Р. X.) эти два понятия выражены совершенно разными словами. «Свидетели Иеговы» отрицают существование ада и вечности мучений. В изданиях «Общества сторожевой башни» читаем: «...мы обнаружим, что в Писании нигде нет речи о наказании в пылающем адском огне (ге хинном). Это понятие заимствовано из греческой философии и языческого вероучения»142. Аргументов в защиту этого утверждения практически не приводится, но психологически все рассчитано верно – смерти и вечных мук можно не бояться. «Если мысль о сжигании людей в огне никогда не приходила в сердце Бога, то кажется ли разумным, что Он создал огненный ад для тех, кто не служит Ему. Бог есть любовь (1 Ин. 4:8). Стал бы действительно любящий Бог мучить людей? 143, – спрашивают «Свидетели Иеговы», вспоминая, что человеческие жертвоприношения Бог не повелевал совершать (Иер. 7:31). Можно было бы задать встречный вопрос: «А кажется ли разумным, что Бог уничтожит в Армагеддоне всех, кроме "Свидетелей Иеговы"»? Но важнее отметить, что в этом случае идет обращение скорее к чувствам, чем к разуму людей, которым преподносится некоторая упрощенная схема. И это находит отклик у читателей. «Знание того, что Иегова не мучает людей вечно в аду, приносит человеку настоящее облегчение!»144 – делится своей радостью читательница «Сторожевой Башни». Конечно, ей гораздо комфортнее не вспоминать о словах Спасителя, засвидетельствовавшего, что Он скажет грешникам в свое время: «...идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную...» (Мф. 25:41, 46). Святой апостол Павел также пишет о грешных, нераскаявшихся людях, «...которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его...» (2 Фес. 1:9). О том, что после смерти существование грешника не прекращается, читаем мы и в Откровении апостола Иоанна Богослова: «...и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью...» (Откр. 14:11, см. также Откр. 20:10). То, что адские мучения вечны и нескончаемы, говорится в Мф. 18:8 и в Мк. 9:43-48 и др. Но является ли Бог в этом случае мучителем людей, как настойчиво внушают сектанты? Скорее «Свидетели Иеговы» проецируют свое восприятие Бога как мстителя на церковное учение, упрощая понятия ада и вечных мук. Православное понимание этих вопросов на самом деле гораздо глубже. В Ветхом Завете говорится, что гнев Божий достигает согрешивших и в преисподней: «...ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего...» (Втор. 32:22). Но в чем же, по учению Церкви, состоят эти муки? Самым тяжелым наказанием является для человека удаление от Бога. «Для имеющего чувство и разум быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну», – говорит святитель Иоанн Златоуст145. «Нестерпима геенна и мучение в ней; но если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с несчастием лишиться той блаженной славы, возненавиденну быть от Христа и слышать от Него: не вем вас (Мф. 25:12)...», – продолжает святитель в другом творении146. Поэтому главными адскими мучениями для человека будут муки совести и понимание того, что он лишен славы Божией, и, следовательно, ему «...должно скорбеть не столько от геенских мучений, сколько о лишении небесных благ: ибо это есть тягчайшее из всех наказаний»147. Страдания в аде Господь описывает словами: «...червь их не умирает, и огонь не угасает« (Мк. 9:44). Разумеется, слова «червь» и «огонь» не следует понимать буквально. Отцы считали, что «...тех, которые отделены будут от Царства Божия, будет сожигать скорбь поздно и бесплодно кающегося духа; поэтому не было ничего несообразного назвать эту сожигающую скорбь огнем; отсюда и апостол говорит: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся? (2 Кор. 11:29) То же, полагают, нужно разуметь и относительно червя. Ибо, говорят, написано: Якоже молие в ризе и червие в древо, тако печаль мужу вредит сердце (Притч. 25:21 )»148. Смерть человеческая рассматривается в Библии как перемещение из земной жизни в другое место. В таком месте оказался после смерти евангельский богач из притчи, рассказанной Господом: «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его...» (Лк. 16:23). Из Послания апостола Петра нам известно о том, что Христос, «...быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя...» (1 Петр. 3:18-20). Апостол Павел также говорит, что до того, как воссесть одесную Отца, Христос совершил спасительное действие в аду: «А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:9).