Православие и современность. Электронная библиотека

Однако внимательное рассмотрение указанных мест не подтверждает непосредственно, что Тайнозритель подразумевает именно воскресение первое. Иеговисты прибегают к этим стихам только лишь потому, что в них не упоминается о воскресении грешников или содержится некое указание на различие воскресения жизни и воскресения осуждения.

Упоминания о воскресении грешников здесь нет потому, что Писание было дано обществу верующих, которое рассматривалось Священными Писателями как общество святых. Поэтому будущее воскресение для них есть воскресение праведников.

Точно такой же смысл несут те слова Писания, в которых воскресение представляется как особое избранничество праведных и упование человека. Если Апостол учит, как достичь воскресения мертвых, то из этого отнюдь не следует, что воскресение обретут не все, но каждому оно принесет воздаяние по заслугам его.

Из этого также не следует, что имеет место быть двум воскресениям: первому - в 1918 г., второму - перед началом тысячелетнего царства. Подобное мудрствование сектантов противоречит Священному Писанию, совершенно определенно указывающему о всеобщности и одновременности воскресения, что подтверждают слова Апостола: я "все почитаю тщетою... от всего отказался... чтобы достигнуть воскресения мертвых" (1 Фил. 8, 11).

Возвращаясь к посланию апостола Павла к Филлипийцам (3, 11), отметим, что воскресение и соединенные с ним блага Апостол определяет как "почесть высшего звания во Христе Иисусе". Поэтому упование Апостола следует усматривать не в самом воскресении как таковом, во всеобщности которого он не сомневался, а в достижении упомянутого "высшего звания". Но явится оно уделом отнюдь не всех, но как победный венец увенчает подвизавшихся подвигом добрым до конца своей жизни (2 Тим. 4, 8). Только в этом случае можно понять, почему апостол Павел, будучи уверен в обладании дара вечной жизни (Гал. 2, 20), тем не менее целью своих стремлений имеет воскресение.

Грядущее воскресение и праведникам и грешникам сулит соединение с обновленными телами, но на этом и кончается их общность, ибо бесконечно разнится оно для них по своим последствиям, поскольку зависит от того, насколько те или другие достигают приближения к совершенству или удалятся от него.

Не составит также особого труда объяснить слова Апостола: "Каждый в своем порядке" (1 Кор. 15, 22). Одни вкладывают в понятие "порядок" представление о временной последовательности, другие рассуждают о порядке достоинства. Греческое слово ekastoс, переведенное на русский язык как "порядок", может означать и то и другое, но в данном случае к нему совершенно не приложимо значение "порядок времени".

В самом деле, если мы согласимся с тем, что для каждого человека будет определено свое время воскресения, то картина воскресения человечества предстанет как непрерывная цепь восстания умерших, что противоречит учению о едином и всеобщем воскресении и ясным на этот счет свидетельствам Священного Писания. Ввиду явной неприемлемости такого толкования мы склонны признать, что Апостол говорит здесь не о временной последовательности, а о различном достоинстве воскресших. Выше он сказал, что во Христе все оживут, но поскольку эти слова могут дать повод к заключению мысли, что все воскресшие будут жить во Христе духовною жизнью, то он прибавляет: "Каждый в своем порядке". Итак, хотя все воскреснут во Христе, но воскресение будет иметь для каждого различные следствия. "Иная слава Солнца, иная Луны, иная звезд... так и при воскресении мертвых" (1 Кор. 15, 41). Необходимо отметить, что слова Апостола "потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор. 15, 22) прямо указывают на временную последовательность в воскресении, а именно: сначала воскрес Христос, как совершитель нашего спасения и слава человеческого рода, при Втором Пришествии же Его восстанут и Христовы. Только и именно это безусловное указание на время и возможно извлечь из изреченного Апостолом. Кого же Апостол называет "Христовыми"? Очевидно, что "Христовыми" являются все роды человеческие, на которые распространяются плоды Голгофской жертвы. Это со всей очевидностью следует из предыдущего стиха: "Во Христе все живут" (1 Кор. 15, 22). Если от указанных нами мест Писания, приводимых в обоснование буквального понимания слов Апокалипсиса о первом воскресении (Откр. 20, 6) мы обратимся к другим стихам, содержащим учение о воскресении, то и здесь можем обнаружить немало указаний на единовременность воскресения и праведников, и грешников. "Наступает время, - говорит Господь, - в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божиего и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло - в воскресение осуждения" (Ин. 5, 28-29). Хотя употребленное здесь слово "время" можно трактовать как определенный момент или как некоторый временной промежуток, это ни в коей мере не подвергает сомнению факт единства Воскресения, что Воскресение праведников и грешников явится следствием единого гласа Сына Божиего, что с очевидностью раскрывает вышеприведенный стих Писания. Из слов Самого Спасителя нам возвещено, что Пришествие Его будет как "молния, которая исходит от востока и видна бывает даже до запада" (Мф. 24, 27), а значит оно будет явлено всему миру, а не одним только избранным. Итак, череда событий: воскресение мертвых, суд на родом человеческим, изменение неба и земли составят грандиозное явление Второго Пришествия. Все эти события находятся в строгом временном соподчинении. Иеговисты учат о первом и втором воскресении, неправомерно разделяя эти события.