Православие и современность. Электронная библиотека

Если сейчас всякий живущий претерпевает искушения от мира плоти и диавола, то в блаженном тысячелетии не будет места для козней злого мира, ибо диавол будет скован, и живущим в нем останется лишь противостоять злу, исходящему из собственного сердца.

В эру царства на земле не останется ни одного нечестивца. Всякий, замысливший совершить злое и затем приступивший к нему, немедленно будет караться в соответствии со словами Псалмопевца: посмотрел на нечестивого - и уже его нет.

На заре иеговизма тысячелетнее царство представлялось в виде слегка модернизированной пасторали, где "Иерусалим будет столицей мира, а верные и совершенные люди, а именно: Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Даниил и другие, - возьмут руководство всеми делами земли, находясь как цари в важнейших частях ее. Мы можем надеяться, что с помощью улучшенных радиостанций Авраам с горы Сион будет давать распоряжения на весь мир"176, - писал Д.Рутерфорт.

В своих богословских спекуляциях иеговисты обычно отрицают необходимость всякого посредничества в деле спасения души человека, но в одном случае они делают исключение. Оказывается, на небе Христу Спасителю потребуются "соправители". На земле, как мы уже знаем, руководить будут ветхозаветные праведники.

В тысячелетнем царстве людям не будут ведомы ненависть и предрассудки, будут оставлены преступления и политические раздоры177. "Глобальный мир будет дополнен восстановлением гармонии между людьми и животными, которые существовали в Эдеме"178. Исполнятся предречения Исаии: "Перекуют мечи на орала и копья свои на серпы" (2,4). Каждый будет наслаждаться плодами своего труда179. Пустыни будут преображены в прекрасные сады180. "И будут насаживать виноградники и есть плоды их... не будут насаждать, чтобы другой ел" (Ис. 65, 21-28).

Разумеется, в тысячелетнем царстве будет побеждена старость, и все будут постоянно пребывать в 30-летнем возрасте. Вот как описана эта благостная идиллия в книге "Жизнь - как она возникла?": "Как же будут обстоять дела с теми, которые переживут конец этой системы, будучи уже в преклонном возрасте, останутся ли они навечно пожилыми людьми, просто обладающими хорошим здоровьем? Нет, ибо Бог имеет власть повернуть вспять процесс старения, и Он к этому времени употребит эту власть. Тогда тело сделается свежее, чем в молодости, и человек возвратится к делам юности своей"181. Пожилые "постепенно станут совершенными мужчинами и женщинами, какими были Адам и Ева в Эдеме"182. В этой жизни не будет бича смерти, в ней сохранится зачатие и рождение детей.

Кстати, уже одно это указание ставит живших до тысячелетнего царства и рожденных во время оного в несправедливо неравное положение. Ибо мир сей со всеми его искушениями не сможет повредить им, а сатана будет развязан от уз лишь в конце тысячелетия, да и то на короткое время.

Что касается изменения естественных процессов природы человека, то здесь налицо явный мистицизм, поскольку таким образом отменяются кары за неисполнение воли Божией, неминуемо связанные со смертью телесной. Свидетели Иеговы, полагая себя верными слугами Господа, надеются пережить Армагеддон и никогда не познать смерти, если, конечно, не будут подвигнуты на злое во времена чаемого ими тысячелетия. Верующий в Сына Божиего не умрет вовек (1 Кор. 15, 22), говорит нам Священное Писание, разумея духовное бессмертие, а не телесное. Преставились Господу Апостолы, праведники и святые. Смертны все, в том числе и иеговисты. Все пребывают в ожидании Второго Пришествия Спасителя, когда воскреснут мертвые и преобразятся живущие (1 Кор. 15, 52). Но нигде Священное Писание не говорит, что некто всегда будет жить в теле и не познает смерти. Таковым мог быть только Господь Иисус Христос, если бы Его пречистая жизнь не была прервана насильственной смертью. Но как Бог Он обладал абсолютно безгрешной природой, ибо зачат был не от семени мужа, а от Духа Святого (Мф. 1, 20). Все же остальные несут на себе печать первородного и личных грехов, наказание за которые - смерть (Быт. 2, 17). По Втором Пришествии воскресшие отнюдь не воссоединятся вновь со своими физическими телами, как то превратно толкуют сектанты. Для жизни на новом небе и новой земле в этом не будет нужды, ибо сама жизнь там в понимаемом нами ныне смысле будет невозможна. Вспомним Писание, предрекающее, что перед концом мира "солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба... и силы небесные поколеблются" (Мф. 24, 79). Материальная вселенная будет преображена183. Воскресший Спаситель наш Господь Иисус Христос тому явное свидетельство. Его тело легко преодолевало любые материальные преграды, каменные стены и закрытые двери (Ин. 20, 19). Он не нуждался в пище и только для укрепления веры Апостолов в Своем Воскресении вкушал с ними (Ин. 21, 15). Будущая слава человеческой природы была явлена Спасителем и при Его славном Преображении (Мф. 9, 2). Размышляя о жизни райской и следствиях грехопадения, святой Максим Исповедник приходит к выводу, что Адам и Ева не имели столь грубовещественного тела, каковыми обладаем мы ныне. И лишь после их грехопадения Бог сшил им одежды "кожаные" (Быт. 3, 21) и материализовал вселенную, придав ей нынешний облик, дабы, проводя через болезни и страдания, вернуть человечество на спасительный путь покаяния. Если свидетели Иеговы только чают грядущего тысячелетнего царства, то истинные христиане уже пребывают в нем. Иоанн Креститель, проповедуя покаяние среди людей, возглашал: "Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3, 2). Господь Иисус Христос, благословляя Апостолов на проповедь, говорил: "Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Мф. 10, 7). Вот почему нет необходимости ожидать зримого царства Спасителя. Отвечая на вопрос Пилата -Царь ли Он, Христос отвечал: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18, 36). Только истинным исповедникам Господа дано постичь, что царство Божие придет не приметным образом, ибо оно внутри нас есть (Лк. 17, 21).