Православие и современность. Электронная библиотека

По учению свидетелей Иеговы, "прекращение ежедневной жертвы" и "мерзость запустения" соответствуют 1919 (создание Лиги Наций) и 1918 (заключение под стражу руководителей секты) гг. Отчего же не соблюдается последовательность в описываемых в Библии событиях? (Дан. 12, 11). И что вразумительного мы можем услышать от них о тысячи трехстах тридцати пяти днях (Дан. 12, 12)?

Разбираемый стих, цитируемый нами, Отец Церкви комментирует следующим образом. Под "мерзостью запустения" нужно понимать самого Антихриста, а под временем "прекращения ежедневной жертвы" - упразднение истинного церковного богослужения. Через три с половиной года (1290 дней) своей деятельности Антихрист будет поражен от Бога. Пророк Илия будет об этом проповедовать в течение 45 дней (1290+45=1335) и явится Владыка, "блажен, кто ожидает и достигает тысячи трехсот тридцати пяти дней" (Дан. 12, 12).

Изображая грядущее, пророк прозревает будущее своего народа. Блаженный Феодорит на сей счет замечает: "В образец имеем Евангельское учение. Ибо когда Господь сказал Апостолам о храме Иерусалимском: "Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне: все будет разрушено" (Мф. 24, 2), а потом Апостолы спросили: "Когда это будет и какой признак Твоего Пришествия и кончины века?" (Мф. 24, 3). "Поелику предложили они двоякий вопрос, - пишет блаженный Феодорит, - Господь дает ответ нераздельно, говоря о том, что будет при кончине мира. Но таинники божественного ясно различают присущее тем и другим временам. Так будем поступать и здесь, приводя на то надлежащие доказательства"222.

Как в таком случае понимать 1290 и 1335 дней? Взятие Иерусалима Антиохом Епифаном произошло в 169 г. до Р.Х. Но в собственном смысле "великие гонения"223 происходили в 167-164 гг., т.е. три с лишним года (1290 дней). Более трех лет не осуществлялось богослужение в Иерусалимском храме (1290 дней). Затем 45 дней длилась болезнь Антиоха, после которой он умер.

Правильность такого толкования подтверждается тем, что в 1335 днях около четырех лет; прибавляя эту сумму к 167 г., получаем год смерти Антиоха - 164 г. Смерть эта для народа Божия является счастливым событием, на что указывает 12-й стих 12-й главы книги пророка Даниила.

В заключение необходимо сказать о понятии "великой скорби". Двенадцатая глава Даниила говорит: "Восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа Своего, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди" (Дан. 12, 1).

По учению иеговистов, Михаил (Иисус Христос) уже воссел одесную Бога, однако время великой скорби наступит непосредственно перед Армагеддоном. Здесь мы опять сталкиваемся с искусственным разделением событий, которые в Библии взаимно обусловлены.

Временем великой скорби как раз и будут три года власти Антихриста. Точнее, Библия говорит о 1290 днях, как в книге пророка Даниила, так и в Откровении Иоанна. Так что все это человечеству предстоит претерпеть. Ждут этого времени и иеговисты. Но, похоже, не дождутся, так как Михаил для них уже пришел. Только после всеобщего Воскресения откроются у них глаза, но исправить что-либо будет уже невозможно. Раздел XIII. Имя Божие "Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонялось всякое колено небесных, и земных, и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца". (Фил. 2, 10-11) "Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертное выпьют, не повредит им". (Мк. 16, 17) Едва ли не все протестантские движения уже в своих наименованиях стремятся заявить миру об особых претензиях на истинность именно "своей" веры. Тем самым, косвенно, они обличают другие христианские вероисповедания. При этом чрезмерно выпячивается какая-то одна часть христианского учения и затем возводится в символ веры. Так, возникший в XVII в. баптизм (от греч. baptizo - погружаю) своим названием демонстрировал свое предпочтение всем Таинствам в христианстве - Крещению. Адвентисты (от лат. adventus - пришествие) объявляли, что только им, истинным последователям Господа, ведомы сроки Второго Пришествия, которому, по их расчетам, надлежало состояться в 1843 г.