Православие и современность. Электронная библиотека

Когда время назначенного Пришествия Христа (1874 г.) миновало, перед сподвижниками Рассела вновь встал вопрос: когда же наступит Второе Пришествие? Рассел искал ответ на вопрос практически везде... кроме Библии. Его заинтересовали материалы, опубликованные Н.Барбоуром (руководитель нью-йоркских адвентистов) в одном из журналов. Рассел встретился с автором статьи в середине 1876 г. Именно Барбоур доказал Расселу, что греческое слово "parousia" можно перевести словом "присутствие" и "пришествие" и что Христос невидимо присутствует с 1874 г.

Встреча Ч.Рассела с Н.Барбоуром, также разделявшим эсхатологическую концепцию Д.Венделля, в итоге объединила их группы в единую общину. Н.Барбоур с единомышленниками, ранее примыкавший к адвентистам, впоследствии отошел от прежних взглядов, полагая, что Второе Пришествие должно быть духовным и невидимым6. На момент встречи Рассела и Барбоура последний редактировал журнал "Вестник утра", выходивший в Рочестере. В 1877 г. они издают книгу "Три мира, или Пути искупления", где утверждалось, что с 1874 г. положено начало Второму Пришествию Христа, т.е. начался сорокалетний период жатвы. Здесь же приводились доводы, согласно которым в 1914 г. истекут времена язычников7. Бескомпромиссный, напряженный поиск новых, все более точных, как им казалось, богословских формулировок в 1878 г. развел Барбоура и Рассела, ибо последний утверждал, что благодатные дары смерти Христовой распространяются не только на Адама (смерть за Адама), но и на все человечество8.

Вскоре (1879 г.) вместе с единомышленниками, ближайшими из которых был Д.Пит, Рассел приступает к изданию журнала "Башня стражи Сиона и возвеститель присутствия Христа"9. Впоследствии название не раз менялось: "Сионская сторожевая башня и вестник присутствия Христа", а затем - "Башня стражи" и, наконец, с 1966 г. и по настоящее время журнал называется "Сторожевая башня"10.

Но и Пит вскоре отходит от Рассела, который становится владельцем журнала и возглавляет возникшее ранее религиозное движение11. Рассел объявляет о своем расхождении с вероучениями протестантских церквей, которые он обвиняет в измене принципам Реформации. Во всех выступлениях и статьях он стремится доказать, что со своими последователями он остался единственным преемником традиций раннего христианства.

Схожие тенденции обнаруживают себя и в других религиозных движениях, где господствует духовный авторитаризм вождей - культ самопочитания и самопреклонения. Сам Ч.Рассел объявил себя ни мало ни много, как седьмым посланцем Бога, о котором сказано в Библии, что он носит "прибор писца" (Иез. 9, 2). Согласно его периодизации первыми шестью посланцами были апостолы: Павел, Иоанн, далее шли Арий, Вальд, Уиклиф, Лютер, седьмой, завершающий раскрытие библейских истин, - Рассел, о чем он недвусмысленно говорит в седьмом томе своего труда "Исследование Священного Писания12" "Шесть томов моей книги "Исследование Писаний", - пишет он, - это по существу Библия, составленная по темам, каждая из которых подтверждается библейскими текстами (их там совсем немного. - И.Е.). Ее можно назвать тематической Библией. Иными словами, это не просто комментарий к Библии, но сама Библия. Люди не способны понять намерения Бога без моей книги. Даже если человек штудировал "Исследование Писаний" 10 лет и научился понимать Библию должным образом, но отложит мою книгу и станет читать только Библию, то, как показывает опыт, спустя два года он снова окажется в полной темноте. Но ему будет достаточно читать только "Исследования Писаний" и ссылки, содержащиеся в них. Так, даже не открывая Библии, мой читатель пребудет в свете, ибо ему откроется свет Писания"13.

Не обремененный христианским смирением, Рассел ставил себя превыше пророков и Апостолов. "Это не значит, - писал он, - что пророки и Апостолы могли лучше нас понимать судьбы и план Бога, они просто служили Богу орудием для сообщения нам и всей церкви (имеется в виду церковь конца XIX в. - И.Е.) истин относительно плана Бога"14.

В 1882 г. Ч.Рассел продает принадлежавший ему магазин (он был последний сын в семье) и основывает собственную фирму, которая осуществляла посреднические контакты частных фирм с государственными учреждениями, а также специализировалась на издании религиозной литературы. Полученные средства шли на миссионерскую деятельность, печатание книг и брошюр, в коих все религии и политические организации объявлялись сатанинскими. В них Рассел объяснял, как посредством политики, коммерции и религии сатана удерживает мир в своих оковах. Столь непримиримо резкие суждения вызвали в правящих кругах США бурю негодования, и в результате учение Рассела более чем на десять лет было объявлено вне закона, чему способствовали скандальные судебные процессы, которые периодически возбуждались властями против иеговистов15.

Пытаясь вывести из-под удара своих единомышленников, Ч.Рассел неоднократно менял название своей организации, то называя ее Сторожевая башня и Трактатное общество, то - Ассоциация народной трибуны. Лишь в 1884 г. иеговисты добились права на свободу деятельности, после чего окончательно определили себя как Международное общество исследователей Библии и заметно активизировали миссионерскую работу. Тогда же Общество купило здание в г. Аледене (шт. Пенсильвания), где на протяжении 20 лет располагалась штаб-квартира иеговистов. В 1909 г. правящая корпорация иеговистов приобрела участок земли в Бруклине - пригороде Нью-Йорка, где она размещается и по сей день. В 1886 г. Рассел издает "Божественный план веков" - первую книгу семитомного труда под общим названием "Исследования Писаний"16, где он обстоятельно изложил вероучение "исследователей Библии". Вскоре увидели свет второй и третий тома - "Время приблизилось" (1889 г.) и "Да придет царствие Твое" (1891 г.). "День мести", четвертый том, вышел в 1897 г. и позже был переименован в "Битву Армагеддон". Затем появились: "Новое творение" (1899 г.) и "Спасение" (1904 г.). Последний, седьмой, том - "Завершенная тайна" был издан в 1917 г. уже после смерти Ч.Рассела на основании его подготовительных материалов17. Этим богословское наследие Рассела не ограничивается. Им написаны работы "Пища для христиан, которые мыслят", "Старая теология", "Фотодрама творения" и др. В них автор неустанно напоминал читателю, что лучше оставить Библию непрочитанной, нежели обойти вниманием его толкования на эту книгу18. Чтобы разобраться в сумятице теологических воззрений Рассела, надо действительно прочитать все его книги, однако вкратце суть их состоит в следующем. "Начало конца" этого мира ведет отсчет с 1799 г. (дата, как мы упоминали, заимствована у адвентистов), а конец его намечался на 1914 г19.. Отсчет конца мира связывался с конкретным историческим событием. В 1799 г. Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот и пришел к власти. В 1809 г. он лишил папу Пия IX светского господства и присоединил папские земли к Франции20. Таким образом, завершилось светское господство папства, и начиналось время конца этой злой системы мироустройства. В третьем томе "Исследования Писаний", развивая свои богословские спекуляции, Рассел писал: "Мы представляем библейские свидетельства, которые показывают, что от сотворения Адама до 1872 г. прошло 6000 лет и с этого времени мы уже вошли в седьмую тысячу, т.е. тысячелетие Христа"21. Здесь с присущей ему напористостью, равно как и бездоказательностью, он заявляет, что Второе Пришествие Христово состоялось в октябре 1874 г. С этого времени в полной гармонии с раскрывшимся планом Божиим ведется подготовительная кампания к битве великого дня, в которой будут уничтожены все неверные22. Далее разъяснялось, что в 1878 г. Христос незримо пришел в свой духовный храм Земли, расположенный на небе, и воскресил всех умерших праведников, из 144 тысяч, причисленных к "небесному классу". "Считаем установленной истиной факт, - писал Рассел, - что окончательно конец царств этого мира и установление царства Божиего (тысячелетнего царства. - И.Е.) на их развалинах совершится около 1915 г23".. "Начнется это царство с воскресения святых Ветхого Завета, начиная с Иоанна Крестителя до Авеля... Они удостоились быть земными министрами"24. С 1909 по 1914 г. пророчества Рассела были растиражированы в более чем трех тысячах различных газет и журналов25. Этот период отмечен повышенной активной миссионерской деятельностью Рассела, посетившего многие страны. Многочисленные издания исследователей Писания тех лет помещают сообщения о триумфальных поездках Рассела, "пленившего" весь мир. Впрочем, и в этой шумной пропагандистской кампании не обходилось без надувательства. "Во многих городах, о которых шла речь (в бруклинских изданиях иеговистов. - И.Е.) никто никаких проповедей Рассела не слышал"26. Так, в 1912 г. из США был сделан запрос в город Гонолулу на Гавайских островах с целью получить запись широко разрекламированного выступления пастора. На что был получен ответ: "На ваш запрос о пасторе Расселе, в течение нескольких часов находившегося в Гонолулу с библейским студенческим комитетом по изучению зарубежных миссий, сообщаем, что ни с какими речами он не выступал"27. Ответ стал достоянием печати и сильно подорвал авторитет на Американском континенте неугомонного эсхатолога-иеговиста. Точно так же проповеди в Китае, Японии на поверку оказались не более чем броским рекламным трюком28.