Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу -пророчества Захарии-Глава 3 -(1) И показа ми Господь Иисуса Иерея великаго,

(5) Аще поститеся или плачевопльствите в пятый месяц, как говорите, уже семьдесят лет, постом ли поститеся Ми? Не пост заповедал Я вам и не о постах проповедовал вам чрез Пророков, бывших прежде и после плена, говорил же о праведном суде и возвещал отцам вашим:

(9) Суд праведен судите, и милость и щедроты творите кийждо к брату своему. Поелику они не творили сего; то Я прогневался на них и изгнал их из земли их. Взывал Я к ним прежде плена, но они не внимали Мне; теперь, во время плена, они взывают ко Мне, но Я не внимаю им. Ибо говорит: (11) даша плещи презирающия и утеса своя отяготита, еже не слышати, (12) и сердце свое учиниша как адамант.

Глава 8

(3) Тако глаголет Господь: утешусь в Сионе и вселюся посреде Иерусалима, слова сии присовокуплены после сказанного выше: ревновах по Сионе уничиженном; яростию велиею на опустошителей его ревновах по нем. Обращуся к Сиону щедротами Своими, чтобы помочь ему в скорбях и бедствиях, и вселюсь в Иерусалиме.

(4) Умножатся в нем старцы (5) и путие Сиона исполнятся. Пророк Иудеев, бедствующих в плену и рабстве, утешает тем, что враги их будут истреблены, возвещает избавление от гонений и насильственной смерти, возвещает, что будут они так же многочисленны, как были до плена, что жизнь их соделается долголетнею, будет среди их много старцев, Иерусалим населится и наполнится старцами, на улицах его будут ликовать юноши и девы, и достигнут они высокой степени всякого благополучия, с прекращением неплодия освободятся от страха и ужаса истребления.

(7) Се Аз спасу люди Моя от земли восточныя, и от земли западныя, (8) и будут Ми в люди в Иерусалиме те самые, которые были рабами всех народов.

(12) В мире будет семя, и виноград даст плод свой. Как были вы проклинаемы даже до того дня, в который пали опоры дома Господня: так в последствии будете благословлены, руки ваши укрепятся и не убоитесь врагов своих.

Пророк, сказав сие послам иудейским, по слову Господа, в напутствие им, разрешает вопрос, с которым пришли они, и говорит: (19) пост четвертый, и пост пятый, и пост седьмый, и пост десятый будут дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи. Итак, пост четвертый, пятый и прочие будут причиною не скорби и сетования, но радости и веселья, и не язычникам, но Иудеям. (20) Людие мнози приидут и живущии во градех многих. (21) И снидутся живущии в одном граде с живущими в другом граде, глаголюще: грядим помолитися лицу Господню. Здесь Пророк начинает речь о ревности, с какою народы обратятся к Богу по падении Гога. (23) В оны дни имется девять мужей за ризу мужа Иудеанина. В оные дни, то есть когда во все концы разнесется весть, что племя Гогово поражено в Иерусалиме, тогда, в сии дни радости, десять мужей из язычников, обратившихся к вере, возьмутся за ризу Иудеянина, как во время разорения царства иудейского, когда мужи погибали от меча, голода и язвы, а жены отводимы были в плен, семь жен брались за ризу одного Иудеянина (Ис.9:1). Глава 9 (1) Пророчество словесе Господня в земли Седраха и Дамаска жертвы его. Жителей Седраха и Дамаска Пророк называет жертвою, принесенною Господу. Зане Господь призирает на человеки и на вся колена Израилева. Божественное Провидение печется о всем человеческом роде так же, как и о коленах Израилевых. (2) И Имаф будет сопределен ему, то есть примет участие в том злодеянии, какое совершили жители Дамаска. (3) И созда Тир твердыни себе, и собра сребро яко персть. (4) Сего ради Господь погубит его, и поразит в море силу его, то есть Господь предаст Тир, сперва на истребление коням рыжим, которые вышли обойдти землю, а потом в рабство коням белым, то есть Македонянам, подвластным Александру; потому что Тир оставил Господа и возложил упование на твердыни свои. Но все богатство, какое собрал он на морях руками мореплавателей и торжников, погубит он в водах, в море, окружающем его.