В Святых Тайнах - в каждой частице Тела и капле Крови - весь Христос Богочеловек.

В чем заключается свобода выбора человека, если в Библии все предсказано, включая нарастающее зло в мире, увеличение количества природных бедствий и взаимную ненависть людей. В чем же человек свободен, если его не минует ни одна из катастроф, как бы праве­ден он ни был?

Свобода человека заключается в свободе решений и выбо­ра в ситуации, в которой находится человек. Мы свободны в своем внутреннем мире, свободны отвергать или соглашаться с желаниями или стремлениями, подчиняться греху или же противостоять ему. Увеличивающееся в мире зло не отнимает у человека внутренней свободы, которая проявляется уже в нравственной позиции человека и в его оценке добра и зла. Невозможность повернуть историю человечества говорит не об отсутствии свободы, а об ограниченности его сил и возмож­ностей. Но чем более нравственен человек, тем большее влия­ние он может оказывать на окружающих людей. Значит, каж­дый из нас также включен в творческий процесс истории.

Иисус Христос во время Своей жизни на земле часто говорил о последних днях. Что Он имел в виду и ка­кое это имеет для нас значение?

Беседы Христа о последних днях мира предупреждают нас, что это тайна, которую мы определить и разгадать не мо­жем. Нам только даны некоторые из ее признаков, как бы об­щие контуры будущей истории. Эти беседы должны заставить нас внимательно относиться к нашему внутреннему состоя­нию и очищать сердце Покаянием и молитвой. Мы не знаем, когда настанет последний день мира, но последний день на­шей жизни может наступить нежданно и скорее, чем мы дума­ем, поэтому христианин должен быть готовым к нему постоян­но и дорожить временем.

Расскажите о взаимодействии, если таковое есть, ду­ха человеческого и Святого Духа. Можно ли гово­рить, в приближении, о том, что человеческий дух, во взаимосвязи, естественно, самого тела, как бы учится в школе, где преподаватель - Святой Дух?

Взаимодействие Бога и человека заключается в том, что человеческий дух покоряет себя воле и действию Святого Ду­ха. Благодать - совершает, а человек - принимает. В этом от­ношении всякий грех является противлением человеческого духа благодати Божией.

Сейчас такое время, когда вопросы, которые можно было бы обсуждать и толковать все прошедшие пос­ле Иисуса века, следует все же расставить по приорите­там. Когда был Моисей, хватало десяти заповедей, но шло время, человек в развивающемся обществе приоб­ретал все больше ложных ценностей, грехи его росли, действие заповедей ослабевало, и нужен был закон более высокий, не для тела, а для души. Пришел Иисус и при­нес этот спасительный эликсир. Сегодня уже наступила вечная зимняя суббота? В начале перед созданием было Слово! Слово - это Бог! Поэтому если должны изме­ниться небо и земля (заметьте - измениться, а не по­строиться вновь), то также должно быть в начале Слово? Богословие святых отцов было не схоластическим, а созер­цательным. Только в очищенной от гордыни и страстей душе может отразиться духовное небо. Изучение Библии имело сво­им основанием подвижническую и жизнь, и непрестанную мо­литву, которая развивала у святых отцов особое чувство духов­ной достоверности. Внутренний опыт расширял возможности их познания, и не только рассудок, но само сердце становилось компасом, указывающим на истину или на отклонение от нее. Без стяжания благодати рассуждение о духовных предметах может превратиться в ту пустую философию, от которой пред­остерегал христиан апостол Павел. Поэтому я предлагаю Вам найти духовного отца и быть у него в послушании; возложить на себя, с благословения духовного отца, пост и поклоны; чи­тать данное им молитвенное правило; и затем, когда духовный отец посчитает нужным, вернуться к тем вопросам, которые Вы хотите разрешить сегодня. Для того чтобы набрать воды из чи­стого источника, необходимо сначала выбрать кувшин и прове­рить, не протекает ли он,- иначе труд будет напрасным. Вы говорите, что невозможно спастись без Церкви и Таинств. А как быть с негром в Зимбабве? Или с 1000 лет Руси до Крещения? Все пошли в ад? При таком понимании Бога возможен страх раба или наемника, но страх сына невозможен, поскольку нельзя любить Су­щество, обрекающее миллиарды на вечные муки без единого шанса на спасение. Незнание не карается мукой, но оно лишает человека воз­можности приобрести благодать, то есть быть с Богом. Не знавшие Христа будут судимы по закону своей совести, так как и они не лишены понятия о добре и зле. Но Бог не будет внутренним фактором их жизни. За добрые дела Он даст им некую милость, но не Свой Божественный свет, который эти люди не могут воспринять. Об этом Вы можете почитать у свя­того Григория Богослова Слово на Крещение. Стоит ли сегодня у верующих задача ожидания и по­иска проповеди слова Божиего, которого никто не знал? Если нет, то почему? Когда об этом говорится поч­ти открытым текстом? Когда от исполнения зависит и спасение? Не является ли важным квалифицированно исследовать эту возможность на основе всей Библии? В христианстве не существует эзотеризма и тайных зна­ний. Все, что нужно для нашего спасения, Господь открыл Апостолам, а те, по словам святого Иринея Лионского, «вложили их в Церковь, как богатство - в сокровищницу». О мистических секретах и тайнах знания говорили еретики - гностики, теософы и члены многих сект, особенно экстати­ческого характера. Такие учения есть у мусульман (измаилиты), у евреев (каббалисты); о таких знаниях говорят современные оккультисты. У христиан другой путь: исполнение евангельских заповедей, включенность в жизнь Церкви и молитва. Если Вы будете исполнять заповеди и хранить православную веру, то увидите, что никакая эзотерика Вам не нужна. Изменяется ли душа по мере взросления человека? Или же она дается младенцу уже «взрослой», ка­кой бывает во время кончины? Смотрел по этому пово­ду работу святого Игнатия Брянчанинова «Слово о че­ловеке» , но ответа не нашел.