Библия и революция XVII века

Kepler, Nova Astronomia, цит. no F. E. Manuel, The Religion of Isaac Newton (Oxford U. P., 1974), p. 36.

Wilkins, A Discourse Concerning a New Planet (1640), pp. 10-14, 171-2; Arnold Williams, The Common Expositor: An Account of Commentaries on Genesis, 1527-1633 (North Carolina U. P., 1948), pp. 176-7. Уилкинс не всегда был так уверен в буквальной истинности Библии; см. ниже, глава 8.

Гуд цит. по Margot Heinemann, “Rebel Lords, Popular Playwrights and Political Culture: Notes on the Jacobean Patronage of the Earl of Southampton”, in The Yearbook of English Studies, 21 (1991), p. 81.Newton, Correspondence (ed. W. H. Tumbull, Cambridge U. P., 195977), II, pp. 329-34.Stephen Clucas, “Samuel Hartlib’s Ephemerides”, The Seventeenth Century, VI (1991), p. 42.M. Hodgen, Early Anthropology in the 16th and 17th centuries (Pennsylvania U. P., 1964), p. 319.Arnold Williams, The Common Expositor, p. 176.Eugene R. Cunnar, “Donne’s ‘Valediction forbidding mourning’ and the golden compasses of alchemical creation”, in Literature and the Occult: Essays in Comparative Literature (ed. Luanne Frank, Texas U. P., 1977), pp. 74, 72.Fludd, op. cit., To the Judicious and Discreet Reader, and pp. 17-25. Впервые опубликовано на латыни в 1638 г. Я цитирую английский перевод 1659 г.Ньютон цит. по С. Webster, From Paracelsus to Newton: Magic and the Making of Modem Science (Cambridge U. P., 1982), p. 10.Abraham, Marvell and Alchemy (1990); cp. Davenant, Gondibert (ed. D. E. Gladish, Oxford U. P., 1971), p. x.Calvin, op. cit., (translated Clement Cotton, 1609), pp. 191-2 (толкование на He. 19.12) и 473 (Ис. 47.12-13).Wither, Fair Virtue: The Mistress of Phil’arete, selections from A Collection of Emblems (1634, second pagination), p. 177.Milton, Of Christian Doctrine, MCPW, VI, p. 696.Сарр, Astrology and the Popular Press: English Almanacs, 1500-1800 (1979), pp. 32, 143, 153-6. См. особ. pp. 164-79 об астрологии и милленаризме.Fiske, An Astrological Discourse With Mathematical Demonstrations, Preface.Mercurius Politicus, 33, 16-23 January 1651, p. 545.C. H. Simpkinson, Thomas Harrison, Regicide and Major-General (1905), p. 151.Capp, op. cit., passim; ср. его Cromwell’s Navy: The Fleet and the English Revolution, 1648-1660 (Oxford U. P., 1989), pp. vii, 327-8. Cm. ниже, глава 13.100Capp, Astrology and the Popular Press, pp. 140, 143, 333; cp. TRDM, pp. 283-385.101[Anon.], The New Jerusalem (1652), sig. A 4v, and passim; Robert Gell, Stella Nova,…Or A Sermon Preached to the learned Society of Astrologers, 1 August 1649; A Sermon Touching Gods Government of the World by Angels. Preached before the learned Societie of Artists or Astrologers, 8 August 1650. Cm. TRDM, pp. 304-5.102См. ниже, глава 13. Патрик Керри в трактате “Пророчество и власть: астрология в Англии в начале нового времени” (Princeton U. P., 1989) прослеживает этот упадок, который он приписывает главным образом неопределенному “радикализму” некоторых астрологов во время революционных десятилетий, а также их неспособности отвечать требованиям Королевского общества, предъявлявшимся к “ученым”. Соглашаясь с ним, что Королевское общество играло консервативную роль в области политики и социальной жизни, что часто недооценивается, я все же думаю, что такой релятивизм заходит слишком далеко, не делая различий между методами Бойля и Хука с одной стороны и Лилли и Эшмоля с другой (хотя Бойль и интересовался астрологией). Сделала ли астрология какой-либо положительный вклад в благосостояние людей? Сэр Кейт Томас и Кэпп, как мне кажется, нашли большее равновесие (TRDM, Chapters 10-12; Сарр, Astrology and the Popular Press, passim).103С другой стороны, Исайя (47.13-15) враждебно относится к “наблюдателям небес и звездочетам и предвещателям по новолуниям”; а магия Даниила намного превосходила магию всех чародеев, астрологов и предсказателей в царстве Навуходоносора (Дан. 1.20, 2.27, 5.7-8, 11; ср. Мих. 5.12 и Зах. 10.2).