Библия и революция XVII века

144

Russel, The Fall of the British Monarchies, 1637-1642 (Oxford U. P., 1991), pp. 41, 46, 106. Другие примеры см. в кн.: Lois Potter, Secret Rites and secret writing: Royalist literature, 1641-1660 (Cambridge U. P., 1989, passim; Derek Hirst, “The Politics of Literature and the English Republic”, The Seventeenth Century, V, особ. pp. 139-50.

145

Cm. “Into Another Mould” (ed. Roots, Exeter U. P., 1981), pp. 5-23.

146См. по праву знаменитую статью Дж. Хекстера, которая показала, что названия “пресвитерианский” или “индепендентский” давались политическим и религиозным группировкам, которые не обязательно соответствовали этим названиям (напеч. в Reappraisals in History: New Views on History and Society in Early Modem England (Chicago U. P., 1979).147В. Reay, The Quakers and the English Revolution (1985), passim.148См. гл. 9 в моей книге “A Nation of Change and Novelty”.149Ed. R. L. Greaves and R. Zaller, Biographical Dictionary of British Radicals in the 17th Century (Brighton, 1982-4), II, s. v. Gibbs; Anne Laurence, Parliamentary Army Chaplains, 1642-1651, p. 128.150См. ниже, глава 18.151См. “John Mason and the End of the World”, в моей кн. Puritanism and Revolution (1958).152См. ниже, часть III.153См. ниже, гл.7 и 8.154См. мою статью “Puritans and ‘the Dark Comers of the Land’” в Change and Continuity in 17th Century England (1974). См. также ниже, глава 20.155Peter Matheson, “Thomas Muentzer’s Idea of an Audience”, History, 267(1991), p. 186.156Цит. в кн. Ian Watt, The Rise of the Novel (1963), p. 107.157См. ниже, гл. 16.158Т. Watt, Cheap Print and Popular Piety, 1550-1640 (Cambridge U. P., 1991), особ, главы 5 и 6. Слова, которые я цитировал, можно найти на стр. 220 и 223.159Shakespeare, The Merry Wives of Windsor, IV. v. Cp. Wye Saltonstall, “A Country Alehouse”, in Picturae Loquentes (Luttrell Soc. reprint, 1946), p. 50. Впервые опубл. в 1631-5. О религиозных диспутах в пивных см. выше в этой главе.160См. ниже, глава 8.161См. ниже, глава 16.162Karl Marx, The 18thBrumaire of Louis Bonaparte, in Selected Works of Marx ans Engels (1935), II, p. 317. Литературное чутье Маркса оставляет желать лучшего. Аввакум не был пророком, которого пуритане часто цитировали.163Evans, An Eccho to the Voice from Heaven (1653), p. 17.164Evans, A Voice from Heaven to the Common-Wealth of England (1652), pp. 26-7, 33, 45, 74-5.165Ibid., pp. 63-70; Evans, The Bloudy Vision of John Farley (1653), титульный лист и стр. 21.166См. ниже, глава 8.167Roger Williams, The Bloudy Tenent Yet More Bloudy, обращение к читателю.168См. ниже, гл. 8.169J. Ridley, John Knox (Oxford U. P., 1968), pp. 58,95,97; Barrow, A Plaine Refutation of Mr. George Giffardes Reprochful Booke (Dort, 159091), в кн. The Writings of Henry Barrow, 1587-90 (ed. L. H. Carlson, 1962), pp. 241-2, 558; 1590-1591, p. 68; cp. Hooker, цит. выше в этой главе.170B. R. White, “John Traske (1585-1636) and London Puritanism”, Trans. Congregational Historical Soc., XX (1968), p. 225.171Dell, The Tryal of Spirits (1666) in Several Sermons and Discourses (репринт 1709 г.), pp. 493-509.