Истоки мировой духовной культуры

Кадильным дымом окружен.

И перед идолом на троне,

Держа в руке священный шар,

И в семиярусной короне

Явился Небукаднецар.

Он говорил: «Мои народы!

Я царь царей, я бог земной.

Везде топтал я стяг свободы, —Земля умолкла предо мной.Но видел я, что дерзновенноДругим молитесь вы богам,Забыв, что только бог вселеннойМог дать богов своим рабам.Теперь вам бог дается новый!Его святил мой царский меч,А для ослушников готовыКресты и пламенная печь».И по равнине диким стономПронесся клич: «Ты бог богов!»Сливаясь с мусикийским звономИ с гласом трепетных жрецов.В сей день безумья и позораЯ крепко к Господу воззвал,И громче мерзостного хораМой голос в небе прозвучал.И от высот НахараимаДохнуло бурною зимой,Как пламя жертвенника, зрима,Твердь расступилась надо мной.И белоснежные метели,Мешаясь с градом и дождем,Корою льдистою оделиРавнину Дурскую кругом.Он пал в падении великомИ опрокинутый лежал,А от него в смятенье дикомНарод испуганный бежал.Где жил вчера владыка мира,Я нынче видел пастухов:Они творца того кумираПасли среди его скотов.Восстание против тирании, против культов — для Соловьева это была очень важная тема. Она отразилась в стихотворении, которым я завершу нашу сегодняшнюю встречу. Соловьев видел в Библии соединение Востока и Запада. Восток, — это, с одной стороны, жестокая деспотия, а с другой — свет Вифлеемской звезды, звезды Христовой. Запад — это активность человека, мужество, гражданство, демократия, свобода. Они столкнулись за пять веков до нашей эры, когда войска иранского деспота Ксеркса вторглись на Балканы, пытаясь подчинить демократические Афины. Огромные армии наемников двинулись и встретили оборону у Фермопильского ущелья. Всего триста человек с царем Леонидом во главе отразили огромную армию в узком горном проходе.Для Соловьева это старинное историческое событие стало образом того, как свобода, гражданственность, мужество и демократия противостоят тирании и азиатской деспотии. Стихотворение называется «Ex oriente lux» («Свет с востока»).«С Востока свет, с Востока силы!»И, к вседержительству готов,Ирана царь под ФермопилыНагнал стада своих рабов.Но не напрасно ПрометеяНебесный дар Элладе дан.Толпы рабов бегут, бледнея,Пред горстью доблестных граждан.И кто ж от Инда и до ГангаСтезею славною прошел?То македонская фаланга,То Рима царственный орел.И силой разума и права -Всечеловеческих начал -Воздвиглась Запада держава,И миру Рим единство дал.Чего ж еще недоставало?Зачем весь спор опять в крови?Душа вселенной тосковалаО духе веры и любви!И слово вещее — не ложно,И свет с Востока засиял,И то, что было невозможно,Он возвестил и обещал.(Имеется в виду свет Вифлеемской звезды — А.М.)И разливаяся широко,Исполнен знамений и сил,Тот свет, исшедший от Востока,С Востоком Запад примирил.О Русь! в предвиденье высокомТы мыслью гордой занята:Каким ты хочешь быть Востоком:Востоком Ксеркса иль Христа?Этот вопрос для Соловьева был очень важным, потому что он считал, что библейская история не кончена, что борьба света и тьмы продолжается, что в истории народов сталкиваются не только экономические интересы, не только политические страсти, а подлинные духовные полярности. Поэтому так важно, чтобы отдельные люди и духовные движения, и целые народы принимали участие в становлении духа, в его борьбе против порабощения, косности, безразличности, бездуховности, смерти, черноты во всей жизни. Чтобы Дух шел, как борец! Спасибо.