Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

*поведение «бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять приказание фараона, даже при угрозе смерти: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых» (Быт. 1.15–17).

*примеры из жизни праведников:

–Иисуса Навина: «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал». (Нав.5:15);

–пророка Моисея: особенно когда Господь дал Десять Заповедей;

–псалмопевца Давида: история его покаяния;

–царя Соломона: построение Храма и его открытие и т. д.

Мудрость показывается в Библии как навык предвидения последствий от возможных поступков.

Премудрость — умение видеть себя в Промысле Божьем, а также видение мира Божия в его разумном устроении: «Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его» (Пс. 135).На второй встрече очень важно повторить библейское учение о Пути на примере «Книги Притчей Соломоновых» (Притч. 4,10). Необходимо его углубить и показать, что с самого сотворения человека Господь показал эти два пути: Древо Жизни и Древо Познания добра и зла. Для полноты раскрытия образа можно прибегнуть к древним христианским текстам, например «Дидахе или Учение 12 апостолов», «Послание Варнавы» и др. Развитие Библейских постулатов духовной жизни через произведения Мужей Апостольских, помогают оглашаемым понимать непрерывность православной апостольской святоотеческой традиции.В анализе этих текстов важно акцентировать следующие моменты:а) постановка и достижение духовной цели в своей жизни;б) сопереживание и сотрудничество с Богом;в) объяснение обетов святого Крещения, которые оглашаемым предстоит принять;г) наш Путь — Христос: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин.14:6).3–я беседа.Тема: О Смысле жизни. Отвержение ложных путей и открытие вечного Смысла.Для раскрытия вечного Смысла человеческой жизни сначала необходимо показать ложные смыслы, то есть те смыслы, которые ведут к смерти и безысходности в нашей жизни, при этом в большинстве своем это безобидные и, в общем–то, часто необходимые и позитивные вещи. Любой человек ищет комфорта, хочет быть счастливым, иметь семью, детей, и быть нужным и успешным человеком «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5.29). Но когда эти «безобидные» вещи становятся целью жизни, они начинают разрушать его т. к. в самих себе не имеют источника жизни. Они могут быть лишь задачами в жизни, но задачи не могут быть исполнены без цели христианской жизни.Соотнесение задач и целей в нашей жизни становится сложной работой над собой, постоянным и ежедневным выбором, между «единым на потребу» и всем остальным даже самым важным и необходимым с точки зрения самого человека (пропитание, счастье, семья, работа, труд, творчество и т. д.). В этой теме необходимо говорить о понимании и построении иерархии ценностей и целей в своей жизни.Беседу можно построить на раскрытии сути трех «ложных» смыслов жизни, рассказе о проживании и отвержении этих смыслов в течение всей жизни человека.Три «ложных» смысла жизни:1.Жить в свое удовольствие, смысл только в том, что приносит удовольствие и наслаждение (гедонизм).