Пятикнижие Моисеево

Масоретский текст: текст, принятый в качестве основного для перевода; сноска приводится, когда по ряду текстологических причин: значение слова неизвестно, текст оригинала испорчен — в переводе приходится отступать от буквальной передачи.

LXX — Септуагинта, перевод Священного Писания (Ветхого Завета) на греческий язык, сделанный в III–II вв. до Р.Х.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ВЗ)

Быт — Бытие

Исх — Исход

Лев — Левит

Числ — ЧислаВтор — ВторозакониеИс Нав — Книга Иисуса Навина1 Цар — Первая книга Царств2 Цар — Вторая книга Царств4 Цар — Четвертая книга Царств1 Пар — Первая книга Паралипоменон2 Пар — Вторая книга ПаралипоменонИов — Книга ИоваПс — ПсалтырьПритч — Книга Притчей СоломонаЭккл — Книга Экклезиаста, или Проповедника (Екклесиаста)Ис — Книга пророка ИсайиИер — Книга пророка ИеремииИез — Книга пророка ИезекииляИоил — Книга пророка ИоиляАм — Книга пророка АмосаИон — Книга пророка ИоныМих — Книга пророка МихеяАвв — Книга пророка АввакумаЗах — Книга пророка ЗахарииНОВЫЙ ЗАВЕТ (НЗ)Лк — Евангелие по Луке (От Луки святое благовествование)Ин — Евангелие по Иоанну (От Иоанна святое благовествование)Деян — Деяния апостоловРим — Послание к римлянамГал — Послание к галатамКол — Послание к колоссянам1 Тим — Первое послание к ТимофеюЕвр — Послание к евреям2 Петр — Второе послание ПетраОткр — Откровение Иоанна БогословаПри ссылке не дается название книги, если указываемое место находится в пределах данной книги, глава не указывается, если дается ссылка на стих из этой же главы.ПРОЧИЕ СОКРАЩЕНИЯв. (вв.) — век (века)г — граммг. (гг.) — год (годы)гл. — главагреч. — греческий (язык)древн. — древнийдруг. — другойевр. — еврейский (язык)кг — килограммл — литрм — метрпер. — переводпримеч. — примечаниеР.Х. — Рождество ХристовоСин. пер. — Синодальный переводсм — сантиметрсм. — смотрисоотв. — соответственноср. — сравнист. — стихт. д. — так далеет. е. — то естьт. наз. — так называемыйПервая книга Моисеева. БытиеПрежде всего – Бог. Первые же строки книги, которой открывается Священное Писание, – о Нем. Он есть Начало начал. В Нем – причина и цель бытия. Не осознав этого, невозможно постичь смысл жизни вообще и уникальное значение своей собственной в частности. Вот почему всякий, кто приобщился к чуду познания Бога, охотно соглашается с древним поэтом–пророком:«У Тебя источник жизни,и во свете Твоем прозреваем» (Пс 36 (35):10).Бытие[1], первая книга в Пятикнижии (по–еврейски Тора), ведет нас к осознанию реальности мира, сотворенного Богом и от Него получившего и формы свои, и наполнение. Она являет собой такую сокровищницу знаний, благодаря которой мы можем точно и внятно говорить о своей жизни: о том, откуда мы пришли и куда идем, о людях, с которыми мы живем, и о наших отношениях с ними, о бедах, которые нас постигают, и о благословениях, которые непрестанно ниспосылаются нам. Иначе говоря, Бытие не только отвечает на непростые вопросы нашего происхождения и общего для человечества положения после разрыва с Богом, но и указывает на то, как эти отношения могут быть восстановлены и человек может вернуться к тому состоянию, которое, по определению Бога, было «весьма хорошо». В книге Бытие нам даны ясные свидетельства о Боге – не только как Источнике жизни, но и Хранителе ее: Бог творит, Он и восстанавливает разрушенное, Он вступается за Свое творение, Он и судит милостиво, Он зовет к жизни веры и послушания, и Он же и заключает с нами Договор, Союз, традиционно называемый словом «Завет».Примечательно в этой книге и то, что она представляет всё это не в форме неких абстрактных истин или философских принципов. Нет, она предлагает нам глубоко трогающие душу рассказы о людях, которые любили и ссорились, верили и сомневались, создавали семьи, рожали детей, познавали на себе силу греха и благодати Божьей. Вчитываясь в жизнеописания Адама и Евы, Каина и Авеля, Ноя и его сыновей, Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили, Иосифа с братьями его, мы обнаруживаем, что обстоятельства их жизни, их решения, выбор так или иначе вновь и вновь повторяются в наших собственных судьбах. Рассказы этой книги впечатляюще ярко свидетельствуют о не сопоставимой ни с чем ценности человеческой жизни, каждой неповторимой жизни, поскольку Бог желает иметь дело не с безликой массой людей, а с каждым из нас в отдельности.