Внимая голосу пророков

2.6. Проблема исполнения пророчеств

Для человека, только приступающего к чтению пророческих книг, сама постановка вопроса может показаться странной: в чем здесь проблема?

В Ветхом Завете можно увидеть разные пророчества. Про одни можно утверждать абсолютно точно, что они исполнились. Это исторический факт, подтвержденный различными документальными источниками.

Например, многочисленные пророчества о разрушении Иерусалимского храма, падении Иудеи и последующем плене. «Вы, которые день бедствия считаете дапеким и приближаете торжество насилия, — вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поете под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! За то ныне пойдут они в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам 6.3–7). Нет никаких сомнений, что в 586 году н. э. это пророчество было исполнено, город был захвачен штурмовыми отрядами армии Навуходоносора, а Храм — разрушен.

Исполнилось и пророчество об окончании Вавилонского плена и возвращении народа в Иудею: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» (Ам 9.14), а также пророчество о восстановлении Храма: «Но опять Бог помилует их и возвратит их в земню; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века» (Тов 14.5), о разрушении Ниневии (вся книга пророка Наума, Иона 3.4, Тов. 14.8), и многое другое.

Вторая группа пророчеств также относится к историческим событиям, свершение которых для большинства представляется очевидным, но об исполнении которых нет документальных данных — или их слишком мало. Это относится, например, к пророчествам о переселении потомков Авраама в Египет и последующем Исходе (Быт.15.13–14). В настоящее время нет документальных или археологических подтверждений пребывания потомков Иакова в Египте и их исходе из «земли обетованной, из дома рабства» (Исх.20.2). К этой же группе относится пророчество Нафа- на о возведении Храма Господня Соломоном, сыном Давида (2 Цар.7.13).

Для верующих людей подтверждающим документом является сама Библия. Но для некоторых историков Ветхий Завет не обладает авторитетом исторического источника. Например, современный английский исследователь G. Davies считает, что «события, относящиеся к истории древнего Израиля до прибытия группы переселенцев непонятного этнического происхождения, в Иерусалим, совершенно неизвестны, а вся героическая «ранняя история» Израиля, от Авраама до Соломона, была придумана, чтобы обосновать легитимность нового государства».Разумеется, логика типа «если нет документированного подтверждения определенного события, то этого события не было» крайне неубедительна. Нет достаточных логических оснований для отвержения этого события. Настоящий исследователь должен быть гораздо осторожнее в своих суждениях, принимая за основу что‑то вроде «презумпции невиновности» для пока еще недокументированного исторического события. Но для его принятия необходима вера, что оно могло произойти, или хотя бы доверие к тем или иным текстам, где это событие упоминается.Таким образом, для принятия исполнения определенных пророчеств, необходима хотя бы минимальная вера, что это могло быть.Третья группа пророчеств требует от нас веры в гораздо большей степени. Эта группа включает, например, так называемые мессианские пророчества, которые имеются во всех без исключения пророческих книгах, а также во многих других книгах Ветхого Завета, например, в Псалтири.Исполнились ли они в Личности Иисуса? Любой христианин даст утвердительный ответ. Для нехристиан это является проблемой, решение которой зависит от возможности принять и поверить, например, в такие суждения: «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1 Ин 4.15). Вера и принятие этого события как несомненного исторического факта означает, что человек готов стать христианином. Но, например, для иудеев, не признающих божественность Личности Иисуса, все мессианские пророчества еще не свершились, их исполнения они ожидают в будущем.Для людей же неверующих, или индифферентных, а таких в современном мире достаточно много, любой ответ на вопрос об исполнении мессианских пророчеств вообще не имеет смысла.В пророческих книгах Ветхого Завета есть еще одна группа так называемых эсхатологических пророчеств. Это пророчества о событиях, исполнение которых обещано в неопределенно–далеком будущем, или на языке библейском, «в конце времен». Такие тексты можно увидеть почти во всех пророческих книгах. Например, отрывок из знаменитой 60–й главы Исаии: «Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения — в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои — славою. Не будет уже солнце служить vie6e светом дневным, и сияние луны — светить vie6e; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой — славою твоею. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего. И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, — отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему» (Не 60.18–21).