Бог и Его образ. Очерк библейского богословия

Вернемся же к ревности Бога и попытаемся найти для нее в Библии наиболе явные причины, оставив напоследок причину скрытую. Причина, прежде всего бросающаяся в глаза, изложена в Книге Левит. Посмотрим, например, как Бог мотивирует в 19,1-2 все культовые предписаниями сказал Ягве Моисею, говоря: объяви всему народу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я, Ягве, Бог ваш". Отсюда следует: каждый должен чтить мать и отца, соблюдать субботу, не обращаться к идолам и т.д. Все это лишь выводы из главного предписания:"Святы будьте, ибо свят Я, Ягве, Бог ваш". Здесь основа духовного учения Книги Левит.

В 11,44-45 эта тема звучит с особой силой:"Я – Ягве, Бог ваш. Вы освящены и стали святыми, ибо Я – свят! Потому не делайтесь нечистыми, подобно пресмыкающимся, ползающим по земле. Я, Ягве, вывел вас из земли Египетской, чтобы стать вашим Богом. Будьте святыми, потому что Я свят[168]. Этот мотив настойчиво повторяется. Здесь это делается с единственной целью указать, что следует вводить в меню: есть то или иное животное, а не есть такое-то и такое-то. Ягве мотивирует Своей собственной святостью запрет употреблять в пищу нечистых животных.

Но постараемся вместе с тем проникнуть в глубокий смысл этой формулировки. Когда Бог говорит:"Вы стали святыми, потому что Я – свят, не делайтесь же нечистыми, подобно пресмыкающимся, ползающим по земле", – Он проводит глубокое различие между Израилем и всем, что движется на земле, будь то звери или люди. Ибо один Израиль знает, Кто есть истинный Бог. Израиль знает это не только теоретически, но он пребывает в руках истинного Бога, он избран Им. Встает следующий вопрос: не обменяет ли он это сокровище на какое-либо другое? Поступит ли он противоположно тому человеку, который нашел сокровище на своем поле и хочет продать все, что имеет, чтобы приобрести это сокровище? [169] Не возникнет ли у того, кому по рождению принадлежит сокровище на поле, мысль заложить или продать его, чтобы обрести что-нибудь, что люди считают ценным в этом мире?

Сокровище, не подлежащее обмену

Драма заключается в том, что нашедший сокровище – в восторге, сердце его полно им, он не спит, о нем мечтая, а тот, кто получил его по наследству, знает его очень хорошо; сокровище не имеет эмоциональной ценности в его глазах. Достаточно любому желанию придти ему в голову, чтобы он был уже готов обменять то, настоящей цены чему он ухе не знает. Тем более, что Бог не есть ценность, которая котируется на бирже. Бог есть та тайная и глубоко сокрытая драгоценность, которая может быть легко забыта всяким, кто позволяет себе оказаться во власти чего-либо, что попадает в пределы его сердца и желаний. Обладать славой Божией[170] – вот в чем избрание Израиля. Но эту славу, как говорит апостол Павел, это сокровище славы Бога познанного и обладаемого мы носим в глиняных сосудах[171]; и поскольку сосуды эти глиняные и хрупкие, то весь Закон существует, чтобы их охранять из опасения, как бы сокровище не рассыпалось.

Эту формулу – "Будьте святы, потому что Я свят" – можно понимать еще так: не смешивайтесь со всеми другими, с теми, кто Меня не знает, не смешивайтесь с ними, как Я не смешиваюсь со всем тем, чему они поклоняются. Между Богом и тем, чему поклоняются люди, тем, что считается у них абсолютным, такая же разница, как между всем и ничем. Так пусть же будет такая же разница, такая же непроходимая пропасть между вами, обладателями сокровища, и всеми остальными, не знающими этого сокровища. Зачем? Из опасения, чтобы вы не заразились, из страха, чтобы и вы не обменяли ваше сокровище на тщету.

Можно подумать: ведь это противоречит духу Нового Завета, предписывающего разбрасывать дарованные нам семена, становиться закваской в той среде, в которую мы помещены. Да, противоречит, совершенно верно. Потому что в то время Дух не был еще дарован[172], человек не родился заново[173], сокровищем он владел пока непрочно, привитое[174] еще не принялось. Нужно было тщательно охранять еще не окрепшую жизнь, не закрепленное еще сокровище, жар, еще не охвативший огнем[175] человечество. Напротив, Новый Завет целиком направлен на расточение другим[176], на раздачу другим[177] того, что дано, на зарождение несметного народа.

Сооружение геттоВ Израиле речь идет о необходимости вновь сделать своим центром Единый Абсолют. Поэтому израильский народ сам воздвигает вокруг себя стены своего гетто. И он создает их добровольно, заботясь о верности. Он готов пожертвовать всем, любыми контактами, если они мешают ему обладать сокровищем. Чтобы сохранить это сокровище, Израилю придется отказаться от соглашения с другими народами Ханаана. Ведь при заключении договоров с другими приходится клясться их богами[178]. Способствуя связям с другими народами, можно помимо воли начать относиться к Ягае как к одному из богов. Второй запрет – воспрещение браков с иноплеменниками. В самом деле, известно (как это было, например, с Соломоном), насколько любовь к иноплеменной женщине может изменить убеждения мужчины, который любит ее.Во Второзаконии (7,1-16) утверждаются оба эти требования и ясно излагаются последствия первого из них:Когда введет тебя Ягве, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Ягве, Бог твой, и поразишь их; тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз[179] и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего[180]; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Ягве, и Он скоро истребит тебя. Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем. Ибо ты народ святый у Ягве, Бога твоего; тебя избрал Ягве, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом[181] из всех народов, которые на земле.Ни одного уцелевшегоКнига Иисуса Навина повествует об исполнении этого повеления Божия. Только жителям Гаваона удется хитростью заключить договор с израильтянами (9,3-18). Они выдали себя за людей, пришедших из страны, весьма далекой от Земли Обетованной. И Иешуа решил поэтому, что он не обязан их уничтожать. Но Иерихон (6,17-21), Гай (8,24-27), города Юга (10,28-40) и Севера (11,10-15) были преданы заклятию. Через весь рассказ этот проходит зловещий лейтмотив: "Так поражали их, что не оставили ни одного из них уцелевшего". Несомненно, первая глава Книги Судей звучит несколько иначе и наводит скорее на мысль о медленном взаимопроникновении израильского и ханаанского населений. Но в начале следующей главы несоблюдение заклятия отмечается как тяжкая вина Израиля (2,1-5).Таким образом, принцип ясно провозглашен, и к тому же это требование вполне логично. Если обладание Истинным Богом есть действительно бесценное сокровище, то, следовательно, все остальное второстепенно по сравнению с ним, и если возникнет опасность потерять веру в Истинного Бога, то лучше, как позже будет сказано в Евангелии, вырвать глаз[182], из-за которого ты можешь потерять веру. Если вы находитесь в зачумленной среде, полной заразы, что же, очистите эту среду, чтобы сохранить здоровье. А для Израиля народы, которые не знают Истинного Бога и могут мало-помалу вытеснить своими верованиями и суевериями истинную веру в сердце народа Божия, есть та зачумленная и заразная среда, которую надо очистить.