Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I.

Ключевое слово к книге Исход — избавление. Есть также ряд символических мест в книге, которые вам надо знать.

Символика книги.

Центральный образ и символ этой книги — пасхальный агнец, служит прямым указанием на Христа, как Агнца Божия, берущего на себя грех всего мира. Пасхальный агнец упоминается в Посланиях апостола Павла к Коринфянам и Евреям, в 1-м послании ап. Петра, и в 1-м послании ап. Иоанна Богослова.

Второй ветхозаветный символ — это манна небесная, который является нам в 16 главе. Здесь указание на Христа, как на «хлеб жизни», так же имеет мессианское значение. Благодаря этой пище Израиль мог жить в пустыне 40 лет, без нее он бы не выжил. Таким образом, пока мы идем ко Христу, пока движемся на протяжении всей нашей жизни от рождения до смерти, Христос — это пища для нашего духа. Христос — наша манна небесная, которая нам дана Самим Господом, и Бог — Податель этого хлеба. Господь говорит:

«Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек»

(Ин 6:51). Манна выпадала ежедневно, следовательно, и приобщение ко Христу должно происходить регулярно, а не от случая к случаю.Третий символ — это скиния, обиталище Господне, служит указанием избавления через Христа. Ап. Павел в Послании к Евреям говорит:«Скиния служила образом и тенью небесного»(Евр 8:2, 5). Господь сказал:«Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет»(Ин 10:9), т. е. Господь называет Себя скинией — это образ Христа. В скинии был жертвенник — без пролитой крови не было очищения. Была умывальница — символизирует ежедневное очищение. Стол для хлебов предложения — «Я есмь хлеб жизни», светильник — Господь есть «свет миру», и жертвенник для воскурения — Христос есть Первосвященник, Который приносит за нас великую жертву. Святая Святых — Ковчег завета символизирует присутствие Самого Бога. Не случайно, что в Святая Святых священник входил лишь раз в году. В книге Исход Господь являет нам шестикратное откровение Своего Лица. Прежде всего Он Избавитель в виде Пасхального агнца. Это избавление положило начало пролитию крови, которое начинается с того момента, когда Господь повелевает заколоть животных, чтобы сделать одежды Адаму и Еве. Эта практика, которая постепенно теряется и мельчает в Израиле, восстанавливается с исходом. Устанавливается праздник Пасхи. Господь снова со Своим народом и через этот народ со всеми нами, потому что Он приближается к Своему народу как Искупитель.Второе явление. Бог Яхве, Бог-вождь, Он является в огненном облачном столпе, как Защитник Израиля. Всю ответственность принимает на Себя Сам Господь. Если представить себе карту Северной Африки, Аравийского полуострова и земли Обетованной, то видно, что проще всего Израилю было идти в землю Обетованную по побережью моря, как и ходили все караваны. На самом деле избирается совершенно другой путь. Моисей ведет свой народ по указанию Божию к югу и делает большой крюк, логически необъяснимый. Господь освобождает народ, заставляя его идти тем путем, который кажется непонятным, чтобы очистить народ. Смысл такой, что пути Господа не всегда самые удобные и простые, но они всегда правильные, даже если люди не понимают этого.{66}Третий момент явления Господа. Господь является Освободителем. Прежде всего, это чудо перехода через Чермное море. Этим испытанием Израиль окончательно освобожден от власти египетской. В Новом Завете в послании к Коринфянам это событие называется. «И все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» (1 Кор 10:1–2). Крещение через погружение символизирует смерть прошлого человека и рождение нового. Человек после принятия этого таинства полностью меняется. Тоже произошло и с Израилем, после погружения в воды Чермного моря, после чудесного прошествия по дну Израиль изменился, это уже не тот народ, который вышел из Египта.Четвертое явление. Господь является как Исцелитель народа, Он берет на Себя заботу о телесном благосостоянии народа при том условии, что народ будет Ему верен.Пятое явление. Господь — Податель жизни, Который проявляет Себя в виде манны, в исторжении воды из камня, во множестве падающих перепелов. Каково многочисленному народу в пустыне без пищи? Только Господь Своим Промыслом чудесным образом ведет этот народ.