Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I.

Дальше происходит событие, о котором мы уже говорили: Ковчег захватывают филистимляне. Узнав об этом, Илий падает с седалища навзничь у ворот, ломает себе хребет и умирает,

«ибо он был стар и тяжел. Был же он судьею Израиля сорок лет»

Филистимляне принесли Ковчег в город Азот и поставили в храм бога Дагона.«И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним». Вы помните, что у филистимлян начинаются и другие несчастья: появились раны и наросты на теле, по их полям стали бегать мыши, все истребляя. Перст Божий карал их за то, что они взяли святыню Господню. Тогда они возвращают Ковчег, сделав по числу владетелей Филистимских пять наростов золотых и пять мышей золотых,«ибо казнь одна на всех вас и на владетелей ваших; итак сделайте изваяния наростов ваших и изваяния мышей ваших, опустошающих землю, и воздайте славу Богу Израилеву; может быть, Он облегчит руку Свою над вами… И сделали они так: и взяли двух первородивших коров и впрягли их в колесницу, а телят их удержали дома; и поставили ковчег Господа на колесницу и ящик с золотыми мышами и изваяниями наростов. И пошли коровы прямо на дорогу к Вефсамису…» — то есть Ковчег был возвращен израильтянам (1 Цар 6:4–12).Здесь явное чудо. Коров, на которых не было ярма, впрягли в колесницу. Мы знаем, что такое необъезженный конь, вол или корова — они могут сделать все что угодно. Но здесь Сам Господь ведет их Своим Промыслом в стан израильский. И дикие животные приходят куда нужно. «И пришли жители Кириафиарима, и взяли ковчег Господа, и принесли его в дом Аминадава, на холм, а Елеазара, сына его, посвятили, чтобы он хранил ковчег Господа. С того дня, как остался ковчег в Кириафиариме, прошло много времени, лет двадцать. И обратился весь дом Израилев ко Господу». После этого Самуил призывает весь дом Израилев к покаянию:«Удалите из среды себя богов иноземных и Астарт и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному, и Он избавит вас от руки Филистимлян. И удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному Господу… И был Самуил судьею Израиля во все дни жизни своей: из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал и Массифу и судил Израиля во всех сих местах; потом возвращался в Гаму; ибо там был дом его, и там судил он Израиля, и построил там жертвенник Господу»(1 Цар 7:1–17).Самуил был последним судией Израиля. Напомню, что судьи — это были особого рода правители, которые избирались народом и избрание их утверждалось свыше. Весь Израиль, по мысли ветхозаветного Закона, имеет особое государственное устроение. Дело в том, что Господь, давая Закон, тем самым регламентировал не только религиозное поведение человека, не только давал какие-то чисто религиозные нормы, но Закон включал в себя также и две другие важнейшие составляющие: нравственную и гражданскую. Смысл в том, что все, что ни совершалось в Израиле, должно было совершаться в точном соответствии с Законом Божиим, в точном соответствии с Пятикнижием Моисея. В этом смысле, Израиль представлял собою государство совершенно особое. Оно имело мало общего с монархией и еще меньше общего имело с республикой, хотя черты и того и другого присутствовали в ветхозаветном государстве времен Судей.