Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I.

«…все, что повелю тебе, скажешь»

(Иер 1:5–7). Иеремия в данном случае — уста Яхве. Момент его призвания совпадает с дарованием Божественного слова (Иер 1:9), обращенного к народам и царствам. Таким образом, он говорит так:

«Сердце мое во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа, ради святых слов Его»

(Иер 23:9). И именно слово «Яхве» делает Иеремию объектом насмешек и издевательств, но оно его поддерживает в служении пророка. Именно из него Иеремия черпает свое вдохновение. Пророк не использует слово, но служит этому слову.

Чувства греха у Иеремии наиболее обострено, пророк чувствует грех, который проявляется в измене Богу, в невнимании к Слову Божию, в незнании Бога и Его промысла. Он говорит:«Даже учители закона не знают Меня, и ходите вслед иных Богов, которых вы не знаете». И в этом Иеремия кается за весь народ.«Возвратись отступница, дочь Израилева, говорит Господь, Я не изолью на вас гнева моего, ибо Я милостив, не вечно буду негодовать; признай только вину твою»(Иер 3:12). Последняя тема — речь Иеремии в Храме, куда входит ряд тем, которые нужно знать, вернее их символы, которые встречаются и в других его пророчествах. Это «жезл миндального дерева» — он переводится, как бдительность; «кипящий котел» означает суд; «льняной пояс» — изничтожение, это повязка, которая символизирует его рабство (что на Христе осталось во время Его казни); «запрещение брака» — воздержание; «горшечник» — всемогущество Божие; «разбитый кувшин» — уничтожение; «две корзины смокв» — возможность выбора; «покупка поля» — дело веры; «зарытые камни» — покорение; «погруженная книга» — бедствие.Важнейшие предсказания:1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер 25:11); возвращение из пленения (Иер 29:10): восстановление Иерусалима (Иер 30:18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер 31:31–34); объединение Иудеи и Израиля (Иер 3:18).2. Несбывшиеся до нашего времени предсказания: полное возвращение всех рассеянных евреев в мире в Палестину, предсказание началось сбываться 14 мая 1948 года — начало государства Израиль; никто не предполагал, что оно вновь возродится (Иер 16:14–21; 23:33–34; 31:1–25 и др.); установление царства мира Мессии (Иер 30:21) и обращение к Богу всех евреев (Иер 33).Пророк ИезекиильЛЕКЦИЯ 32Последняя лекция о последних двух пророках Ветхого Завета — Иезекииле и Данииле. Эта тема одновременно перекидывает «мостик» в Новый Завет.Мы в прошлый раз говорили об эпохе пророка Исаии, о тех пророках, которые были его современниками, о личности, которую мы знаем, как Второ-Исаия, который жил позже.Пророков той эпохи мало тревожила посмертная участь человека, все их существо поглощала вера, необъяснимым путем решая те вопросы, которые рождались в их тревожном, расколотом сознании. Предсказания пророков сбылись раньше, чем этого ожидали. Северное Израильское Царство было сметено с лица земли Ассирией в 722-ом году, и в 856-ом году{92}Вавилонский царь Навуходоносор II взял штурмом Иерусалим, разрушил храм и переселил основную массу жителей Иудеи на Восток (4 Цар, 24–25). Казалось бы, эти события могли послужить полному уничтожению и исчезновению как нации, так и религии, но этого не случилось. Закваска первых пророков была настолько сильна, что и вдали от родины иудеи продолжали осознавать себя как единое целое. Пророки, жившие в плену, продолжали свою миссию, в результате которой иудейство преобразовалось в религиозную общину, в Ветхозаветную Церковь.Из эпохи вавилонского плена мы с вами отмечаем, прежде всего, пророка Иезкииля, сына священника Вузия. Слово «Иезекииль» может быть переведено «Бог силен» или «Моя сила — Бог». В течение 70-ти лет изгнания в Израиле раздавались три пророческих голоса: Иеремии (пророчествовал в Иерусалиме), Даниила (пророчествовал в Вавилоне) и Иезекииля (пророчествовал в Тель-Авиве при реке Ховаре). Считается, что сам Иезекииль также был священником. Однако нам очень мало известно о его жизни в Иерусалиме. Известно, что он был женат (Иез 24:18), он описывает смерть своей жены. Примерно в 586 г. она умерла; были ли у него дети, об этом его книга не повествует. Известно также, что среди своего народа он занимал влиятельное положение и был очень ценим. Нельзя с точностью установить время его смерти, во всяком случае, мы не находим в книге никаких указаний на то, что он дожил до возвращения из плена и до исполнения своих предсказаний, которые так часто служили ободрением плененному народу. По еврейскому преданию, известно, что Иезекииль был умерщвлен одним сыном еврейского царя, которому он поставил в вину его идолопоклонство; по некоторым сведениям он был удавлен, по другим — усечен мечем.В пророки он был призван в 593 году до Р. Х. (Иез 1:2–3). Окруженные языческим народом, отрезанные от духовного центра еврейской нации, не имеющие своего богослужения, — таково было положение депортированных евреев. Велика была угроза, что погибнет вера в живого Бога, и вместе с тем жила надежда на национальное восстановление. Поэтому было необходимо сохранять и питать эту веру. И Господь пошел навстречу этой духовной потребности, призвав к Себе среди пленных пророка, «и явив ему себя в видениях».