Ветхий Завет. Курс лекций. Часть I.

Главы 4–7: грядущее разрушение Иерусалима различными образными действиями.

«А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву брадобреев возьми себе, и поводи ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы и раздели волосы на части. Третью часть сожги огнем посреди города, когда исполнятся дни осады; третью часть возьми и изруби ножом в окрестностях его; и третью часть развей по ветру; а Я обнажу меч вслед за ними. И возьми из этого небольшое число, и завяжи здесь у себя в полы. Но из этого еще возьми и брось в огонь, и сожги это в огне. Оттуда выйдет огонь на весь дом Израилев»

(Иез 5:1–4). О чем говорится? Это судьба иудеев Израиля — одна часть погибает полностью в городе при осаде, другая часть изрублена мечом, а третья — по ветру развеяна. Участь Иерусалима это — прежде всего, последствия греха идолопоклонства.

«И сделаю над тобою то, чего Я никогда не делал и чему подобного впредь не буду делать, за все твои мерзости. За то отцы твои есть сыновей среди тебя, и сыновья будут есть отцов своих; и произведу над тобою суд, и весь остаток твой развею по всем ветрам. Посему, живу Я, говорит Господь Бог: за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя»

(Иез 5:9–11). То есть вся тема первой Книги — это наказание за отступление.Главы 8–11 — это видение идолопоклонства в Храме и суда, видение мерзостей в Иерусалиме. После того, как все это было явлено видит пророк, как Слава Господня покидает Храм — это основная мысль. Именно отсюда, из его видений произошла иконография херувимов и иконография апостолов.«И у каждого из животных четыре лица. Первое лицо херувима, второе — человеческое, третье — львиное и четвертое лицо орлиное», т. е. то, что мы видим в изображениях на парусах евангельских и в различных трактовках «Бог Саваоф — Бог Славы», Вседержитель на престоле в древней иконописи. Особенно это хорошо представлено в росписях Андрея Рублева Успенского Собора во Владимире.«И отошла слава Господня от порога Дома и стала над херувимами. И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли; когда они уходили, то и колеса подле них; и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними», т. е. херувимы покинули Дом Господень (Иез 10:18–19).Главы 12–19 — это угрожающие предсказания и предостережения и словом, и делом. Здесь темы — и падение Иерусалима, и Слово Господне дому Израилеву, лжепророки и лжепророчицы, которые во множестве восставали в то время, и идолопоклонство старейшин израилевых, и личная ответственность каждого перед Богом.«И было ко мне слово Господне: «Сын человеческий! если бы какая земля согрешила предо Мною, вероломно отступивши от меня, и Я простер на нее руку Мою, и истребил в ней хлебную опору, и послал на нее голод, и стал губить на ней людей и скот. И если бы нашлись в ней три мужа: Ной, Даниил и Иов, — то они праведностью своею спасли бы только свои души», — говорит Господь Бог»(Иез 14:12–14), т. е. важно, что если Господь посылает казнь, то, действительно нравственность народа дошла до крайнего предела.Гл. 15 говорит о неизбежности и необходимости наказания.Главы 20–24 — это последнее возвещение суда. Обратите внимание, что во всей книге тема наказания и тема описания мерзостей повторяются периодически. Если внимательно прочитать первые 10 глав, то становится все {94} понятно. Дальше читать легче, т. к. темы повторяются.