Введение в Ветхий Завет

Отметим попутно, что направляя не только дела, но и слова, желания и мысли юного слушателя, автор Притч свидетельствуют о ВЗ-ной аскетике:

«Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет … Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи … При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит.(10, 3, 12, 19, 22) Благотворительная душа будет насыщена, и кто напаяет других, тот и сам напоен будет».

(10, 3, 12, 1119, 22; 11, 25).

Ведь никаким законом не научишься правильной оценке собственного поведения:

«Не учащай входить в дом друга своего, чтобы он … не возненавидел тебя»

(25, 17)

Не сможет апеллировать к Закону пострадавший от зависти и лицемерия, но Мудрый предупреждает: «Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его … Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно» (23, 6, 8)Необходимо отметить, что большинство поучений строятся на метком противопоставлении, которое само по себе обусловлено свободным нравственным выбором человека; реже они строятся на сравнении или усилении смысла: «Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми. В полу бросается жребий, но всё решение его — от Господа. Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Лучше блюдо зелени, и при нем мир, нежели откормленный бык, и при нем раздор. Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая — и безрассудная. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. На разумного сильнее действует выговор, чем на глупого сто ударов. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих». (16, 11, 33; 17, 12; 11, 22; 9, 8; 17, 10; 26, 4, 5)В вопросе отношения к обидчику и врагу автор Притчей, написанных в V в. до Р. Х., также идет дальше Моисеева Закона, который дозволял ненавидеть врага и воздавать ему за зло, и даже полемизирует с известным правилом нравственности: «Не говори: как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его … Милость и истина да не оставляют тебя … напиши их на скрижали сердца своего.. Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Всё сделал Господь ради Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия (последнюю фразу можно понимать двояко: как орудие Божие, посланное для вразумления других, или «хранит до последней надежды на раскаяние») Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою … делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе («горящие угли» — если он продолжает враждовать; в целом эта мысль перекликается с понятием о священном характере домашнего крова, символа Божьего покрова)