Введение в Ветхий Завет

(16, 11, 33; 17, 12; 11, 22; 9, 8; 17, 10; 26, 4, 5)

В вопросе отношения к обидчику и врагу автор Притчей, написанных в V в. до Р. Х., также идет дальше Моисеева Закона, который дозволял ненавидеть врага и воздавать ему за зло, и даже полемизирует с известным правилом нравственности:

«Не говори: как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его … Милость и истина да не оставляют тебя … напиши их на скрижали сердца своего.. Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя. Всё сделал Господь ради Себя, и даже нечестивого блюдет на день бедствия

(последнюю фразу можно понимать двояко: как орудие Божие, посланное для вразумления других, или «хранит до последней надежды на раскаяние»)

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою … делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе

(«горящие угли» — если он продолжает враждовать; в целом эта мысль перекликается с понятием о священном характере домашнего крова, символа Божьего покрова)

Не радуйся, когда упадет враг твой … Иначе увидит Господь … и Он Отвратит от него гнев Свой». (24, 9; 3, 4; 20, 22; 16, 4; 25, 21-22; 24, 17-18).В отличие от Экклезиаста автор Притчей сразу поясняет, что все пути человека проходят пред Господом, и сама мудрость есть не просто сумма житейского навыка: «Начало мудрости — страх Господень … благоговение к Богу — начало разумения». (1, 7)И потому высшая человеческая мудрость (премудрость) есть совокупность интеллекта, жизненного опыта и обязательно памятования о Боге, страха Господня; короче: премудрость=опыт ума + вера в Ягвэ. Этой второй составляющей как раз и не хватает «мудрым века сего». Особое место в книге занимает тема отношения к женщине. Прежде всего, автор многократно предостерегает юношу от увлечения чужой женой или блудницей, ибо путь прелюбодеев и блудников превратен и бесславен: «Не пожелай красоты (негодной женщины) в сердце твоем, да не уловлен будешь очами твоими, и да не увлечет она тебя ресницами своими, потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба … Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего … Не спускают вору, если он крадет, когда … голоден будучи пойман, заплатит всемеро … Кто … прелюбодействует с женщиною, у того нет ума … Множеством ласковых слов … увлекла (блудница юношу) … Тотчас он пошел за ней, как вол идет на убой, и как пес на цепь…» (6 и 7 гл)Прелюбодеяние нечестно, глупо, кощунственно (из-за святости брака), в нем сомнительное минутное наслаждение сменяется горьким разочарованием и несвободой; гораздо мудрее познать радость и утешение в собственном браке, о чем говорится образно и даже с юмором: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям; Пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен, и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его». (5, 15-21).