забота об уважении достоинства и прав людей, находя­щихся в социальных учреждениях и местах заключения, с су­губым вниманием к положению инвалидов, сирот, престаре­лых и других беспомощных людей;

защита прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру;

попечение о тех, чьи права, свобода и здоровье страдают из-за действий деструктивных сект;

поддержка семьи в ее традиционном понимании, отцов­ства, материнства и детства;

противодействие вовлечению людей в коррупцию и дру­гие виды преступности, а также в проституцию, наркоманию, игроманию;

забота о справедливом экономическом и социаль­ном устройстве общества;

недопущение тотального контроля над человече­ской личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных тех­нологий и политических манипуляций;

воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека; экспертиза правовых актов, законодательных ини­циатив и действий органов власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека, ухудшения нравственной ситуации в обществе; — участие в общественном контроле за исполнением зако­нодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за исполнением справед­ливых судебных решений. 5.3. Правозащитная деятельность чад Русской Пра­вославной Церкви может вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия, так и на уровне созданных мирянами общественных объедине­ний, многие из которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере. В своей деятельности, направленной на защиту прав и достоинства человека, Церковь стремится взаимодействовать с государством и общественными силами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь памятует слова Хри­ста Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9,40). 5.4. Основываясь на церковном учении о достоинстве, сво­боде и правах человека, христиане призваны осуществлять нравственно ориентированное социальное действие. Оно мо­жет проявляться в самых разных формах — например, в свиде­тельстве перед лицом власти, в интеллектуальных разработ­ках, в проведении кампаний в защиту тех или иных категорий людей и их прав. Не стремясь к революционному переустрой­ству мира и признавая права других общественных групп на участие в общественных преобразованиях на основании их мировоззренческого выбора, православные христиане остав­ляют и за собой право на участие в таком устроении общест­венной жизни, которое бы не противоречило их вере и нравст­венным принципам. Эти же принципы Русская Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым сообществом и в сотрудничестве с верующими других традиционных кон­фессий и религий. Москва, храм Христа Спасителя, 26 июня 2008 года