ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ. ТОМ ПЯТЫЙ. КНИГА ПЕРВАЯ.

3. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 5. Объяснение надписания: в конец о наследствующей: какое разумеется наследие, когда оно имеет быть получено, при соблюдении каких условий и кто наследует? — Изображение наследствующей Церкви в других книгах Ветхого и Нового Завета и у Псалмопевца. — Молитва Церкви к Жениху ее — Господу «рано» помощи. — Объяснение стихов 5–7, выражающих уверенность Псалмопевца в том, что Господь не оставит беззаконников без наказания. — Благодарность Церкви за дарованное ей спасение и молитва ее о божественном руководстве на пути правды и о суде над нечестивыми для утешения уповающих на Бога праведников. — Увещание не падать духом во время жизненной борьбы и за все благословлять Господа.

4. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 6. В каком смысле нужно понимать приписываемые Богу Псалмопевцем ярость и гнев? — Всем людям, как немощным существам, нужно просить Господа о помиловании. — Почему виновные в одних и тех же грехах получают часто неодинаковое наказание? — Сокрушение о грехах и безропотное перенесение скорбей привлекают к человеку Божественную милость. — Особенное попечение в настоящей жизни о спасении души внушается Псалмопевцем чрез указание на невозможность покаяния после смерти и — собственный пример слезного, глубокого, сокрушения Псалмопевца во время ночи. — Что разумеется под оком, пришедшим в смятение, и «обветшанием» от врагов? — Удаление от порочных людей, хотя бы они были облечены в диадему, есть также путь к добродетели. — Увещание останавливать греховные влечения в самом начале.

5. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 7. Объяснение надписания псалма при пособии других, кроме греческого 70–ти, переводов. — Кто был упоминаемый здесь Хусий? — Подаваемый им поучительный пример упования на Бога и верности людям добродетельным, не взирая на бедствия последних. — Совет Хусия Архитянина Авессалому и благотворность его для преследуемого Давида, который и выразил в этом псалме благодарность Богу. — Незлобивая молитва Давида о спасении от видимых и невидимых врагов. — Как нужно молиться, чтобы быть услышанным от Бога? — Исповедание Давидом своей неповинности и незлобия, превосходящего требования ветхозаветного закона. — Увещание — не только не иметь вражды к врагам, но и истреблять ее корень — сребролюбие и тщеславие. — Буквальное объяснение ст. 7–10: воскресни Господи гневом Твоим… да скончается злоба грешных. Говоря: суди меня Господи по правде моей не разногласит ли Псалмопевец о сказанным им: не вниди в суд с рабом Твоим? — Кого любит Бог. — Страдание многих праведников в этом мири предуказано Господом и установлено неисследимою божественною премудростью для блага человека. — Плача достойны грешники, не получающее здесь наказания. — Почему мы не каждодневно наказываемся за свои грехи? — Благотворность наказания грешников для праведников. — Объяснение слов: испытали сердца и утробы…; праведна помощь… Бог судитель праведен… Какие есть у нас грехи общие, каждодневные, и чем угрожает Псалмопевец нерадивым о своем исправлении? — Приписывая Богу лук, меч и стрелы, Псалмопевец употребляет человекообразные выражения для того, чтобы тронуть и грубых людей и возбудить страх наказания. — Проявление божественного человеколюбия в самих угрозах наказания. — Копающий яму ближнему сам впадет в нее. — Преспеянию в добродетели особенно способствует частое собеседование с Богом в молитве. — Увещание любить Бога не за блага Его, а ради Его Самого.

6. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 8. Возбуждение внимания слушателей указанием на высокий предмет псалма. Величие имени Божия, особенно ясно открывшееся со времени вочеловечения Единородного Сына Божия. — Особое откровение божественной силы в славословии грудных младенцев и вытекающий отсюда урок приступающим к божественному учению. — Почему иудейский народ после распятия Христа подвергся столь великим бедствиям? — иудеи рассеяны по земле не для того, чтобы быть учителями вселенной. — Грех иудеев против Владыки Христа. — Дивное божественное промышление о человеке, выразившееся особенно в деле искупления. И после грехопадения у человека умалена только земная власть, но не отнята. — Почему лишен он власти над дикими зверями и какая польза от них? — Опровержение учения Павла Самосатского. — Увещание — избегать собраний еретиков.

7. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 9. Нужно прославлять Бога не только за благодеяния, но и за посылаемые Им бедствия. — Божественные чудеса в земной природе и польза изучения их. — Объяснение ст. 3–8. — Допустимость объяснения изображаемого здесь суда Божия в применении к событиям иудейской истории после распятия Спасителя. — Всеобщий и частный суд Божий. — Благотворность скорбей в деле нравственного преспеяния и великая сила упования на Бога. — Как мы можем искать Бога? — Что разумеется под обитанием Господа в Сионе? – «Ибо, взыскивая за кровь их, вспомнил, не забыл вопля убогих». — Молитва Псалмопевца и после избавления от бедствий и его увещает славословить Господа. — Порок сам себе вредит и устрояет гибель. — Если наказание грешников способствует распространению Богопознания, то почему Господь не употребляет этого средства вразумления постоянно? — Преимущества смиренной бедности в деле добродетели. Молитва о божественной помощи несправедливо притесняемым, о вразумлении и наказании самоуправных народов и вообще людей нечестивых. — Гибельная самоуверенность беззаконников, не имеющих в душе своей страха Божия, их действительная бедность и вместе жестокость. — Что значит: «преданы они в руки Твои»? — Молитва о прекращении господства беззакония и насилия.

8. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 10. Великая сила упования на Бога и бессилие при этом вражеских козней и нападений. — Почему многие из беззаконников преодолевают других? — В чем состоит оружие праведника против нечестивых? — «Любящий неправду ненавидит свою душу». — Что значит:«их доля (из) чаши»? — Опасности, которым подвергается богатый, и спокойствие праведника.

9. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 11. Трудность пути добродетельного при оскудении благочестия между людьми. — Что значит: «умалилась истина среди сынов человеческих»? — Великое зло — двуличность; молитва Псалмопевца об истреблении лицемерия. — Не все то наше, чем мы владеем. — Страдания несправедливо притесняемых привлекают к ним божественную помощь. — Что значит: «явлюсь спасением, откроюсь в нем»? — Несомненность этого божественного обетования. — Что значит: «вокруг нечестивые ходят…» и: «по высоте Твоей»? — Увещание – охранять высокую честь, данную Богом человеку.

10. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 12. Не малое благо, если человек сознает свое оставление Богом, которое происходит от нарушения Его заповедей, но служит также проявлением особого божественного промышления. — Что значит: «я преодолел его»? — Усиление молитвы Псалмопевца о божественной помощи указанием на радость и веселие врага. — «Я же уповал на милость Твою». — Благодарность и славословие Господу прежде получения от Него благодеяний. — Увещание подражать Давиду и без колебаний полагаться на милость Божию.11. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 41. Похвала вниманию слушателей во время предшествующей беседы и потребность разнообразить предметы поучений. — Для чего введено в Церкви псалмопение? — Чрез священные песни очищается и освящается душа. — Особенно благовременны священные песни при принятии пищи и после этого. — Изображаемая Псалмопевцем сила любви к Богу. — Как можно любить Бога, не видя Его? — Три побуждения к этой любви: высочайшая красота божественного Существа, бесчисленные Его благодеяния и величайшая любовь Его к человеку вообще и к каждому в отдельности. — Увещание проявлять пламенную любовь к Богу не словами только, но и делами. — Любовь к Богу ограждает нас от земных привязанностей, страстей и уныния в несчастьях. — Благотворное действие пения псалмов на душу христианина.12. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 43. Объяснение начальных слов Псалма, как пророческой песни от лица Маккавеев. — Внушение родителям занимать детей повествованиями о делах Божиих, научающими вере и укрепляющими надежду на получение просимого от Бога. — Истинная бедность людей, кажущихся богатыми. — О каких делах Божиих возвещали отцы? — Для чего при совершении дел Божиих употреблялись внешние, чувственные знаки? — Предуказание на нарушение субботы в семидневном обхождении Израильтян вокруг Иерихонских стен. — Что значит: «насадил»? — Завоевание Ханаана Израильтянами было делом не оружия их, а Бога, предводительствовавшего ими. — Неизменность Божественного Существа и продолжение Его милостей своему народу. — «О Боге похвалимся всякий день». — Объяснение ст. 10–22. — Величие самоотверженной любви к Богу. — Молитва об избавлении вследствие крайне бедственного состояния и ради имени Божия.13. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 44. Объяснение слов: «Излило сердце мое слово благое». — Отличие пророков от языческих прорицателей. — Какое разумеется дело, о котором Псалмопевец говорит: Царю? Новое указание на то, что он говорит под благодатным озарением. — «Прекраснейший» есть Христос. — «Излилась благодать из уст Твоих». — Отличие пророческого слова о Христе от евангельского. — В словах: «благословил Тебя Бог во век» разумеются излияние благодати на человеческую природу Иисуса Христа. — Предъизображение Его, как вооруженного Царя, блистающего красотою, поражающего врагов Своею божественной силою и устрояющего царство «ради истины и кротости и правды». Двоякий смысл слов: «стрелы Твои изощрены…» Почему Псалмопевец говорит о божестве Христовом после указания на вочеловечение? Обличение осуждающих действия божественного Промысла. Помазание Христа «более общников». — Прославление Иисуса Христа предстоящею Ему Церковью, обращение Его к Церкви и заповедь. — Слава Церкви, ее внутренняя красота и распространение по вселенной.14. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 45. Божественная помощь могущественнее всякой земной силы; она не исключает, однако внимания к обстоятельствам времени. — Под «горами» и «морскими глубинами» разумеются великие опасности, не наводящие однако страха на уповающих на Бога. — Божественное попечение об иудеях и скорая им помощь от «Господа сил». — Будущее водворение мира на земле; применение слов Псалмопевца об этом к временам христианским. — «Успокойтесь и познайте, что Я есмь Бог».15. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 46. Как нужно понимать призыв Псалмопевца к рукоплесканию и восклицанию? — Объяснение слов Псалма в переносном смысле: предъизображение победы Христа. — Божественное Его величие в самом уничижении, затем — в распространении Его учения по вселенной. — Почему Христос не помог Себе на кресте? — Божественная Его сила в делах Апостолов. — Пророчество об обращении иудеев, как достояния Божия. «Вознесся Бог при восклицании…» Призыв вселенной к разумному прославлению Господа. — «Избранники Божии на земле весьма превознесены».16. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 47. Псалом 47–й есть пророческая песнь Господу от лица возвратившихся из Вавилонского плена иудеев. В каком смысле назван здесь город — Божиим и гора — святою? «Благоукореняя» радости всей земли. — Говоря о Сионских горах, почему пророк упоминает о севере словами: «северные стороны» — Что значит: «Восприняли мы, Боже, милость Твою»? — Слава дивных дел Божиих, совершаемых ради божественной «правды»; призыв к. веселию, изысканиям и вечному помятованию о Боге и Его непрестанном промышлении.