ТВОРЕНИЯ СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА, АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО. ТОЛКОВАНИЕ НА ПСАЛМЫ. ТОМ ПЯТЫЙ. КНИГА ПЕРВАЯ.

БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 43

«В конец. Сынам Кореевым. В научение. Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние».

Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Орг. Экз.): во дни бывшие прежде.

Третий (неизвестный, см. Орг. Экз.): бывшие в древности (ст. 1, 2).

1 В конец, сынов кореовых, в разум, псалом. 1 В конец. Сынам Кореевым. В научение. 2 Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвeстиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. 2 Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние. 3 Рука твоя языки потреби, и насадил я еси: озлобил еси люди и изгнал еси я. 3 Рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил; поразил людей и изгнал их. 4 Не бо мечем своим наслeдиша землю, и мышца их не спасе их, но десница твоя и мышца твоя и просвeщение лица твоего, яко благоволил еси в них. 4 Ибо они не мечем своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя, и светлое лице Твое, ибо Ты благоволил к ним. 5 Ты еси сам царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения иаковля. 5 Ты Сам Царь мой и Бог мой, дарующий спасение Иакову. 6 О тебе враги нашя избодем роги, и о имени твоем уничижим востающыя на ны. 6 Тобою поразим врагов наших, и именем Твоим уничтожим восстающих на нас. 7 Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене: 7 Ибо не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет меня. 8 спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. 8 Ибо Ты спас нас от притеснителей наших и ненавидящих нас посрамил. 9 О Бозe похвалимся весь день, и о имени твоем исповeмыся во век. 9 О Боге похвалимся всякий день и имя Твое будем исповедовать во век. 10 Нынe же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших. 10 Но ныне Ты отринул и посрамил нас, и не выходишь, Боже, с силами нашими. 11 Возвратил еси нас вспять при вразeх наших, и ненавидящии нас расхищаху себe. 11 Обратил нас вспять пред врагами нашими, и ненавидящие нас расхищали себе: 12 Дал еси нас яко овцы снeди, и во языцeх разсeял ны еси. 12 Ты отдал нас, как овец, на съедение и между язычниками рассеял нас. 13 Отдал еси люди твоя без цeны, и не бe множество в восклицаниих наших. 13 Отдал народ Свой даром и не было множества (народа) при восклицаниях наших. 14 Положил еси нас поношение сосeдом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. 14 Ты отдал нас в поношение соседям нашим, на посмеяние и поругание живущим вокруг нас. 15 Положил еси нас в притчу во языцeх, покиванию главы в людех. 15 Сделал нас притчей у язычников, кивают на нас головою народы. 16 Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя, 16 Во весь день посрамление мое — предо мною, и стыд лица моего покрыл меня, 17 от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго. 17 От голоса обидчика и клеветника, от лица врага и гонителя. 18 Сия вся приидоша на ны, и не забыхом тебе, и не неправдовахом в заветe твоем, 18 Все сие постигло нас, но мы не забыли Тебя и не нарушили завета Твоего, 19 и не отступи вспять сердце наше: и уклонил еси стези нашя от пути твоего, 19 И не отступило вспять сердце наше, хотя Ты уклонил стези наши от пути Твоего: 20 яко смирил еси нас на мeстe озлобления, и прикры ны сeнь смертная. 20 Ибо смирил нас на месте злострадания, и покрыла нас тень смертная. 21 Аще забыхом имя Бога нашего, и аще воздeхом руки нашя к богу чуждему, 21 Если бы мы забыли имя Бога нашего, и если бы простерли руки наши к богу чужому, 22 не Бог ли взыщет сих? той бо вeсть тайная сердца. 22 То не взыщет ли сего Бог? Ибо Он знает тайны сердца. 23 Зане тебе ради умерщвляемся весь день, вмeнихомся яко овцы заколения. 23 Но ради Тебя нас умерщвляют каждый день, считают за овец закалаемых. 24 Востани, вскую спиши, Господи? воскресни, и не отрини до конца. 24 Восстань, почему спишь, Господи? Восстань и не отринь до конца. 25 Вскую лице твое отвращаеши? забываеши нищету нашу и скорбь нашу? 25 Почему Ты отвращаешь лице Твое? Забываешь нищету нашу и скорбь нашу? 26 Яко смирися в персть душа наша, прильпе земли утроба наша. 26 Ибо душа наша унижена до праха, утроба наша прилипла к земле. 27 Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради твоего. 27 Восстань, Господи! Помоги нам и избавь нас имени ради Твоего!

Объяснение начальных слов Псалма, как пророческой песни от лица Маккавеев. — Внушение родителям занимать детей повествованиями о делах Божиих, научающими вере и укрепляющими надежду на получение просимого от Бога. — Истинная бедность людей, кажущихся богатыми. — О каких делах Божиих возвещали отцы? — Для чего при совершении дел Божиих употреблялись внешние, чувственные знаки? — Предуказание на нарушение субботы в семидневном обхождении Израильтян вокруг Иерихонских стен. — Что значит: «насадил»? — Завоевание Ханаана Израильтянами было делом не оружия их, а Бога, предводительствовавшего ими. — Неизменность Божественного Существа и продолжение Его милостей своему народу. — «О Боге похвалимся всякий день». — Объяснение ст. 10–22. — Величие самоотверженной любви к Богу. — Молитва об избавлении вследствие крайне бедственного состояния и ради имени Божия.

1. Этот псалом, хотя произносит пророк (Давид), но произносит не от собственного лица, а от лица Маккавеев, предвозвещая и изъясняя имевшее быть в их время. Таковы пророки: они созерцают все времена, прошедшие, настоящие и будущие. Но необходимо наперед сказать, кто были Маккавеи, что они потерпели и что совершили, дабы яснее было содержание сказанного. Когда Антиох, прозванный Епифаном, напал (на иудеев), разрушил все и многих из них принудил отступить от отеческих обычаев, эти Маккавеи остались непреклонными среди таких искушений; и когда началась жестокая война, они, не будучи в состоянии ничего сделать, скрылись. Так поступали и апостолы. Они не всегда открыто шли на опасности, но иногда и уклонялись, убегали и скрывались. Когда же они несколько ободрились, то, как мужественные львы, вставши из пещер и вышедши из убежищ, решились спасти не только себя самих, но и других, сколько могли; обходя отечественный город и всю страну, они собирали всех, кого находили еще в здравом состоянии, но многих и из пострадавших и развращенных обращали, убеждая возвратиться к отеческому закону. Бог человеколюбив, говорили они, и никогда не лишает спасения за покаяние. Возвещая это, они собрали войско из храбрых мужей. Они сражались не за жен, детей, слуг, или за разрушение и порабощение отечества, но за закон и отеческие обычаи; потому предводительствовал ими Бог. Таким образом, вступив в борьбу и жертвуя собственной жизнью, они прогоняли врагов, надеясь не на оружие, но вместо всякого оружия находя достаточную силу в самом побуждении к борьбе. А отправляясь на войну, они не прибегали к шуткам и не пели песен, как делают некоторые, и не имели при себе игроков на музыкальных инструментах, как бывает при других войсках, но молили всевышнего Бога быть и соратовать с ними, и простирать им руку помощи, — Бога, за Которого и вели они войну, за славу Которого и подвизались. Посмотрим же, что говорит это воинство Божие, ограждаемое духовным заступлением, намереваясь идти против врагов. «Боже! Ушами нашими мы слышали».

А это не мало доставляло утешения. Не столько силы имели бы слова, обращенные к ним, сколько обращенные к Богу. Поэтому и далее он говорит: «ибо они не мечем своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя, и светлое лице Твое, ибо Ты благоволил к ним» (ст. 4). Этим он воодушевляет тех, которые имели слабое расположение к подвигам и надеялись достигнуть победы человеческими средствами. Итак, вся эта молитва есть ободрение воинам, внушающее возложить все на Бога и искать победы в надежде на Него. Почему же он не сказал просто: слышали, но: «ушами нашими мы слышали»? Разве можно слышать каким–нибудь другим членом тела? Не излишни ли эти слова? Нет. Так люди обыкновенно поступают: когда они рассказывают что–нибудь такое, в чем сами вполне убеждены, и рассказывают что–нибудь важное и необычайное людям, еще не вполне убежденным, то всегда указывают на свои уши и говорят: мы слышали собственными ушами. И не в этом только случае, но и в других мы обыкновенно так же поступаем, призывая во свидетели сами чувства. Таким образом, когда ссылаются на свои уши, то делают это для уверения слушателя. Тоже мы делаем и в отношении к глазам и рукам, когда, например, говорим: мы осязали своими руками. Так и апостолы говорили: «что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1:1).Нисколько не было бы удивительно, если бы так поступили люди, не имеющие дерзновения, которых необходимость заставляет делать это; но когда те, которые могли бы сказать многое о своих добродетелях, ищут спасения не от них, а от человеколюбия Божия, которого удостоились и отцы их, то это — знак великого их смиренномудрия. В этом они находили и для самих себя не малое побуждение к мужеству, потому что даже одно имя Божие может прекратить бесчисленные войны.2. «Отцы наши возвестили нам». Послушайте вы, которые нерадите о своих детях, позволяете им петь диавольские песни и не занимаетесь божественными повествованиями. Не таковы были древние, но они постоянно проводили жизнь в повествовании о делах Божиих, и приносили двоякую пользу. Получавшие благодеяния, воспоминая об этих благодеяниях, делались лучшими; а потомки их находили в таких повествованиях не мало предметов богопознания и возбуждали в себе ревность к добродетели. Уста родителей служили для них книгою; и всякое занятие, всякая беседа сопровождалась этими повествованиями, приятнее и полезнее которых ничего не было. В самом деле, если простые рассказы о событиях, басни и вымыслы часто бывают поучительны для слушателей, то тем более эти повествования, объясняющие великую благодетельность, силу, премудрость, промышление (Божие), вместе с удовольствием доставляли слушателю ободрение и делали его ревностнейшим. Те, которые присутствовали при событиях и воспринимали их посредством зрения, передавали их другим посредством слуха, и таким образом, слух не менее зрения способствовал к вере. Не присутствовавшие и не видевшие веровали не менее тех, которые присутствовали и видели; и это самое служило для них не малым пособием в вере. Посмотрим же, что они возвещали, и о подобном ли (их состоянию) событии они воспоминали. Ведь кто имеет нужду в ком–нибудь и намеревается просить его, тот, на основании оказанной другим милости, может просить подобного и себе, Я разумею следующее: например, если какой–нибудь слуга просит у нас подарка и говорит, что и другой получил такой же подарок, то он представляет великое право получить и ему тоже, если только пример не окажется недостаточным по несходству, — разумею несходство или в лице или в предмете. Если получивший таков же, каков и просящий, и просимое сходно, то пример действителен; если же первый имел право на получение, а последний — нет, то нужно усилить просьбу. Впрочем, необходимо пояснить сказанное мною из Писаний. Жена хананейская, услышав: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», сказала: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф. 15:26, 27). И Павел в одном послании говорит: «если другие имеют у вас власть, не паче ли мы» (1 Кор. 9:12), доказывая здесь превосходством лица большее право. Также, в послании к Филимону, он говорит: «тобою, брат, успокоены сердца святых, посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно, по любви лучше прошу» (Флм. 7–9). Здесь пример равного. Когда кто–нибудь получает первый, то он как бы отверзает дверь второму, если намеревающийся просить будет подобен ему, или станет просить того же самого. И не только от благодеяний, оказанных другим, но и от благодеяний, прежде оказанных нам самим, просьба наша часто получает силу. Так поступает и Павел, когда в послании к Филиппийцам говорит: «вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду» (Флп. 4:16). Вот почему многие, подавая что–нибудь, многим приказывают, чтобы они не говорили об этом другим, дабы милость, оказанная одному, не побудила многих просить подавшего: подавший однажды уже как бы не имеет никакой возможности уклониться от подаяния и другим. Люди дают такое приказание, конечно, потому, что они от подаяния становятся беднее; а Бог напротив возвещает и провозглашает о том, что подает одним, чтобы и другим доставить повод также просить Его, потому что от подаяния еще более открывается Его богатство. Поэтому Павел и говорит: «богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12). Видишь ли новое свойство богатства Его? Подражай и ты такому щедролюбию. Если ты будешь таким образом издерживать сберегаемое богатство, то еще более умножишь его; а если зароешь его, то еще более уменьшишь. И удивительно ли, что так случается с предметами духовными, когда то же бывает и с вещественными? Кто, жалея пшеницу, оставит ее лежать дома и не разбросает по нивам, тот отдаст ее на съедение червям; а кто посеет, тот устроит обильную жатву.3. Послушайте вы, которые ленитесь подавать милостыню, послушайте вы, которые уменьшаете свое богатство сбережением его. Послушайте вы, которые находитесь в положении нисколько не лучшем обогащающихся во сне. Подлинно, все настоящее нисколько не лучше сновидения. Как те, которые грезят во сне, будто они обладают богатством, хотя бы казались обладателями царских сокровищ, с наступлением дня бывают беднее всех, так и тот, кто из настоящей жизни не может ничего принести туда, будет беднее всех, хотя бы здесь обладал всем, — потому что он богат только во сне. Поэтому, если ты хочешь показать мне человека богатого, то покажи тогда, когда наступит день, в который мы отойдем в отечество; а теперь я не могу отличить богатого от бедного, потому что здесь в этих вещах нет истины, а чаще — только приятные и благозвучные названия. Как слепых многие называют многовидящими, но предмет не соответствует имени, а напротив они–то и суть ничего не видящие, так и название богатых здесь приписывается, по моему мнению, тем, которые ничего не приобрели себе там. Кто богат здесь, о том особенно я думаю, что он беден, потому что, если бы он не был очень бедным, то не был бы очень богатым. Как слепого, если бы он не был совершенно слепым, не называли бы многовидящим, так точно нужно рассуждать и здесь. Итак, оставив обольстительные названия, будем искать истинных вещей. Вещи состоят не в названиях, но от свойств вещей происходят названия, сообразные с их качествами. Такого–то называют богатым; но на самом деле он не богат. Как не богат, когда у него много и серебра, и золота, и драгоценных камней, и золотых одежд, и все прочее у него в изобилии? Не богат потому, что не золото, не одежды, не деньги, но милостыня делает человека богатым. А все это — трава, хворост и солома. Какая, скажи мне, одежда может там прикрыть того, кто будет стоять нагим пред страшным судилищем? Страшась этого, и Павел говорит: «только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2 Кор. 5:3).«Отцы наши возвестили нам о деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние». Можно разуметь это изречение и в отношении к нам, в переносном смысле. Если им возвестили отцы, то и нам божественная благодать, наитием Духа, даровала подобное тому, что познали они. Как же можно разуметь эти слова в переносном смысле? Относя их к действиям новой благодати, — к тому, что мы возведены на небо, что мы удостоились царства, что Бог сделался человеком, разрушив средостение ограды. Но обратимся к повествованию. «О деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние». Пророк воспоминает о некоторых древних событиях, говорит о древних делах. Почему же он не воспоминает о чем–нибудь новом и недавнем? Потому, что о недавнем мы по справедливости рассказываем людям и этим убеждаем их, так как у них слабая память; но Богу все одинаково известно, как древнее, так и новое. «Ты, Господи», говорит Псалмопевец, «узнал все последнее и первое» (Пс. 138:4). Для Него нет никакого различия, скажет ли кто о древнем событии, или о новом, только бы это соответствовало предмету. О каком же древнем событии хочет сказать пророк? Послушаем. «Рука Твоя», говорит он, «истребила народы, а их Ты насадил; поразил людей и изгнал их» (ст. 3). Знаете ли, о какой говорит он войне, о какой победе, о каком трофее, или еще имеете нужду в нашем объяснении? Многие, я думаю, уже поняли сказанное; но для незнающих необходимо и нам прибавить нечто. О каких же трофеях воспоминает он? О каких делах? О тех, которые были в Египте, в пустыне, в земле обетованной, а особенно о бывших при самом обетовании. Не те, которые вышли из Египта, достигли Палестины: все те пали в пустыне. Когда же потомки их, воспитанные в пустыне, вступили в Палестину, то они, говорит, не нуждались в оружии, но одними кликами своими брали города; перешедши Иордан, первый встретившийся им город Иерихон они разрушили, так сказать, более ликуя, нежели воюя. Взявши оружие, они вышли, как бы не на битву, но на празднество и ликование, облекшись оружием более для украшения, нежели для обороны, и, надевши священные одежды, с предшествовавшими войску левитами, окружили стену города (Иис. Нав. гл. 5). Нужно было видеть это дивное и необыкновенное зрелище, как столько тысяч воинов шли в стройном порядке с великой тишиною и благочинием, как будто бы не было никакого врага, и согласными звуками труб совершали все. Да устыдятся те, которые производят шум в церкви. Если там, где звучали трубы, было такое благочиние, то какое прощение могут получить те, которые своим шумом препятствуют слушать там, где говорит сам Бог? Но почему, скажешь, пророк не упомянул о вышедших из Египта? Потому, что они все пали; потому, что они подверглись наказанию. А за что они все погибли? За то, что тяжко согрешили. Притом чрез это Бог устроил и то, чтобы имевшие занять Палестину не видали египетских зол, суеверия и всякого нечестия, и не имели никого учителем этого нечестия. Они были так привязаны, так пленены обычаями египтян, что даже в пустыне после стольких чудес не очистились от остатков заблуждения. А если бы еще они взяли себе в учителей хананеев, которые были хуже египтян, то до чего не дошло бы их нечестие? Поэтому Бог и удержал евреев в пустыне до тех пор, пока родившиеся от них потомки не достигли возмужалости.4. Это мы говорим не сами от себя, но заимствуя из Писаний. Так чрез пророка Иезекииля Бог укоряет евреев за то, что они не слушали Его, когда Он вывел их в пустыню и многократно беседовал с ними (Иез. 20:13–15). Но для чего Он повелел им взять оружие, когда они должны были приступить к Иерихону? Кажется, было бы удивительнее, если бы они сделали это без оружия. Вообще, когда в таких случаях Он повелевал делать что–нибудь человеческое и брать в помощь что–нибудь чувственное, то это делал по снисхождению к их немощи. Что могло сделать их вооружение для разрушения стены? Что — звук труб? Если бы им предстояло нападение на людей, то можно было бы придавать некоторое значение и оружию; но когда надлежало разрушить стену, то для чего они облекаются в оружие? Также при Гедеоне взятые на войну были таковы же, как и не взятые, потому что они все были на виду (Суд. гл. 7). Для чего же это делается? Для того, чтобы привести к вере тех, которым даются такие повеления. Душу, прилепившуюся к телу, никогда не видавшую ничего бестелесного и погрязшую в чувственность, надлежало возводить к невидимому посредством видимого. Потому и пророкам в беседе о Боге нужно было упоминать человеческие члены, не потому, чтобы они представляли нетленное Существо под видом этих членов, но чтобы душу, преданную чувственности, посредством человеческого научить предметам вышечеловеческим. Так как божественная деятельность есть нечто мыслимое, то, дабы тогдашние люди не остались в неверии, Бог присовокупляет и нечто чувственное. Если бы Он сказал им: в семь дней город разрушится, между тем как вы будете оставаться в покое и ничего не делать, то, может быть, многие не поверили бы; теперь же Он прилагает эти повеления, как бы некоторую опору для ума человеческого. А чтобы вы не подумали, будто сказанное есть только догадка, я хочу рассказать вам одно древнее событие, доказывающее справедливость слов моих. Был некто Нееман Сириянин. Этот человек, подвергшись проказе и стыдясь такой болезни, как бы находясь в величайшей опасности, отправляется в Палестину, — будем кратко рассказывать, — желая получить исцеление болезни от пророка (Елисея). Прибыв туда и став у дверей этого мужа, он звал к себе целителя; тот, хотя выслушал его, но не вышел, а послал к нему повеление — омыться в реке Иордане. Так как повеление было легкое, заключало в себе много чувственного и не требовало глубокого размышления, то Нееман не поверил, но что сказал? «Вот, я думал», сказал он, «что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу» (4 Цар. 5:11). Видишь ли, как душа его нуждалась в каком–нибудь чувственном знаке? Думать, что повеления целителя недостаточно, а нужна еще рука его, это — следствие немощи исцеляемого. Здесь мы находим разрешение и на многое другое. Потому и Христос не всегда исцелял словом, но и рукою; Он возлагал руку на уста и на язык, и таким образом исцелял приходящих, хотя иногда одним словом, а иногда хотением совершал все. Почему же Он делал это? По немощи приходящих. А чтобы ты был уверен, что это делалось по их немощи, Он хвалил тех, которые не имели нужды в таких действиях. «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8:10), сказал Он, когда сотник не приглашал Его идти в дом свой и говорил, что достаточно одного Его повеления. Потому и для Езекии ничего такого не было сделано, а дано одно только предсказание и ничего человеческого не прибавлено (4 Цар. 19:7). Но ревновавшему жену свою было назначаемо некоторое чувственное действие (Числ. гл. 5). Если ты хочешь принимать это в переносном смысле, — потому что «все это», говорит апостол, «происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11), — то представь превосходных учителей Церкви, употребляющих слово вместо трубы и разрушающих стены противников, и народы вооруженные всеоружием Иисусовым. А седмиричное число дней предуказывает нам разрушение (покоя) субботы, потому что прежде не были предписаны такие заповеди закона. Поэтому о жертвах Бог говорит: «когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои» (Ис. 1:12)? Еще: «священные мяса не помогут тебе, когда, делая зло, ты радуешься» (Иер. 11:15)? Еще: «приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дом Израилев» (Ам. 5:25)? Еще: «для чего Мне ладан, который идет из Савы, и благовонный тростник из дальней страны» (Иер. 6:20)? Еще: «жертвы и приношения Ты не восхотел» (Пс. 39:7). Еще: «неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа» (1 Цар. 15:22)? Еще: «если бы Ты восхотел жертвы, я дал бы» (Пс. 50:18). И еще: «послушание лучше жертвы» (1 Цар. 15:22). Также отвергая праздники, Бог говорит: «ненавижу, отвергаю праздники ваши, удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать» (Ам. 5:21, 23). Еще: «новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис. 1:14). И еще: «таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою» (58:5). И Иезекииль говорит: «и попустил им учреждения недобрые и постановления, от которых они не могли быть живы» (Иез. 20:25).Так и здесь разрушается (покой) субботы. А почему Бог говорит: кто изыска сия из рук ваших, — это решить предоставляю вам; разрешить же подобные вопросы вы будете в состоянии тогда, когда будете вести чистую жизнь.