Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского

Вот для нас превосходный пример осторож­ности в наших суждениях! Не судите, говорит нам Иисус Христос, да не судимы будете: вот истина, достойная внимательного размыш­ления! Один кажется нам виновен и между тем, на самом деле, совершенно невинен, или, по крайней мере, согрешение его весьма изви­нительно; другой кажется нам непорочным, но он не таков в глазах Того, перед Которым еди­ным открыты сокровеннейшие тайны совести. Читая повествование о чудесном изведении воды из камня ударом жезла Моисея, мы не за­мечаем в этом случае ничего такого, чем бы Мо­исей и Аарон могли прогневать Бога: но мы не можем не поверить существованию со стороны их какой-нибудь вины в этом случае, когда Сам Бог упрекал вождей народа Своего в маловерии и строго наказал их за оное.

Пример Моисея, впадшего в согрешение, для нас весьма поучителен; этот случай нам представляет новый опыт немощи человече­ской и побуждение бдеть неусыпно над собой, не полагаясь на свою мудрость и добродетель, и молить Господа, да сохранит нас от падения. Подобный поучительный пример немощи чело­веческой представляет ладение Давида - одно­го из знаменитейших предков Мессии, Петра - первоверховного Апостола, который изъявлял даже готовность пожертвовать жизнью. Тем же,по совету Ап. Павла, мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1 Кор. X, 12).

Камень, из которого истекло такое множе­ство воды, представлял Иисуса Христа, как изъясняет Ап. Павел (l.Kop.X, 14). Изобилие истекшей из камня воды изображает благодать, изливаемую от Мессии Христа, на что указыва­ют слова Пророка Исаии: почерпите воду с весе­лием от источник спасения ( Ис. XII, 3); жезл, которым Моисей ударяет камень, представляет крест Господень; поведение современных Мои­сею Иудеев, которые прогневаша Бога на воде пререкания и прегорчиша дух Его (Пс. СУ, 32)

Указывая на сие, го­ворит Ап. Павел: «Блюдите братие, да не ког­да не будет в некоем от вас сердце лукаво, ис­полнено неверия, во еже отступити от Бога жива. Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой Его, явится кто от вас лишився. Ибо нам благовествовано есть, якоже и онем: но не полъзова онех слово слуха, не растворенное верой слышавших. Входим бо в покой веровавши» (Евр.Ш, 12, IV, 1-3).

Скрижали Закона

В сороковой день по выходе из Египта, Из­раильтяне пришли в пустыню Синайскую.

Мои­сей возвратился к народу и, собрав старейшин, возвестил им, что повелел ему Господь: весь на­род отвечал единогласно: «Мы исполним все, что повелел Господь». Моисей представил Го­споду ответ народа.

Бог повелел Моисею в продолжение двух дней приготовить народ к принятию зако­на, который ему было угодно дать ему на горе Синайской. На третий день был слышен гром, и заблистала молния; густое облако покрыло гору, раздался глас трубный, и народ пришел в трепет. Господь сошел на Гору Синай, воз­звал Моисея на вершину дымившейся горы  и повелел ему сказать народу, чтобы он с благо­говением внимал глаголам Его. Моисей возве­стил народу волю Божию и возвратился на гору.Господь изрек закон, заключающийся в де­сяти заповедях:«Аз есмь Господь Бог Твой, изведый тя от земли Египетской, от дому работы. Да не будет тебе бози инии разве Мне».«Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земле низу, и елика в водах под землей: да не поклонишися им, ни послужиши им: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдали грехи отец на чада до третьего и четвертого рода ненави­дящим Мене, и творяй милость в тысящах лю­бящим Мя и хранящим повеления Мои».«Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе; не очистит бо Господь приемлющего имя Его всуе».«Помни день Субботний еже святити его: шесть дней делай и сотвори ( в них) все дела твои; в день же седьмой, суббота Господу Богу Твоему; да не сотвориши всякого дела в он, ты, сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, осел твой, и всякий скот твой, и пришелец, обитая у тебя. Зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благо­слови Бог день седмый и освяти его».«Чти отца твоего и матерь твою, да бла­го ти будет, и да долголетен будеши на земли блазе, юже Господь Бог твой даст тебе».