Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями святителя Филарета Московского
Благословенная и Непорочная Дева Мария, вскоре по зачатии от Святаго Духа, нося в своей чистой утробе вочеловечившегося Сына Божия «Воставши, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин. И вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету., Когда Елисавета услышала приветствие Мариино; то взыгрался младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Духа Святаго, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда дошел голос приветствия твоего до ушей моих: тогда взыгрался младенец радостно во чреве моём. И блаженна поверившая; потому что сказанное ей от Господа исполнится. Тогда Мария выражая перед своею родственницею чувства смирения и благодарности, наполнявшие Её пресвятое сердце, сказала: «Величит душа моя Господа; И возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем; Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне блаженною нарекут меня все племена, Что сотворил мне величие Сильный; и свято имя Его; И милость Его в роды родов боящимся Его. Явил силу мышцы Своей; расточил горделивых в помышлениях сердец их. Низложил сильных с престолов и вознёс смиренных. Алчущих исполнил благ и богатящихся отпустил ни с чем. Восприял Израиля, раба Своего, да помянет милость, (как говорил отцам нашим), к Аврааму и семени его до века. - Мария, пробывши у Елисаветы около трех месяцев, возвратилась в дом свой.
НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Пример нашего Господа, равно как пример Святыя Девы и апостолов, доказывает нам, говорит один просвещеннейший Богослов, что нет состояния совершеннее того, где жизнь внешняя освящается жизнью внутренней. Живущие таким образом никогда не теряют из виду Бога среди занятий внешних; они всегда имеют пищу на небе,-как Ангел, сопровождавший Товию на земле.
Мария, не тщеславясь высоким достоинством, до которого она была вознесена, и не смотря на трудности пути, предупреждает свою родственницу Елисавету и идет повидаться с ней из одной любви. О сколько благодати и благословений излилось на дом Захарии, когда Пресвятая Дева вошла в него! Ежели Авраам получил столько благодати, приняв в своем доме трёх Ангелов, ежели Иаков принёс столько благословений Лавану, язычнику и идолопоклоннику; ежели Лот избавлен от пламени Содомского, дав ночлег двум Ангелам, ежели Пророк Илия наполнил елеем сосуды бедной вдовы; ежели Елисей воскресил сына Соманитянки; наконец, ежели ковчег завета, когда Аведдар дал ему пристанище в своём доме, был для него источником милостей небесных; то как же велики и многообразны поэтому были милости и благословения, исполнившие дом Захарии, когда он принял Ал- гела великого совета, истинного Иакова, Божественного Пророка, истинный ковчег завета, нашего Спасителя, находившегося во чреве Его Божественной Матери?
Между тем, как чудесная благодать, соединенная с посещением Марии, дает нам провидеть, чего мы можем ожидать от неба при её ходатайстве: Святый Дух устами Елисаветы научает нас, как мы должны прославлять и молить Её. Эта святая жена называет блаженной великую Деву, не за иное что, а только за дары, Ею полученные от Бога и за те Святые расположения, с какими Она прияла их, и не расточает светских приветствий, которых предметом бывают только преходящие выгоды и тленные земные блага. «Блаженна поверившая!» Блаженны также, восклицает Святый Амвросий, все вы, слышашие и верующие; ибо всякая душа, имеющая живую веру, зачинает также и рождает духовно Слово Божие, и в смирении признает Его дела чудные. Мария, слыша похвалы своей родственйицы, сходит в глубину своего ничтожества, и приписывая Богу все дары благодати, пребывающей в Ней, выражает свою любовь, благодарность и смирение удивительной песнью, которую Церковь ежедневно повторяет на утрени. В сей песни, видна возвышенность чувствований, мыслей и слога, превосходящая писания древних Пророков. Святая Дева восхваляет в ней Бога за Его бесконечные милости и Ему воздает всю славу. В восторге радости Она поклоняется своему Спасителю, благоволившему призреть на Её смирение. Хотя все народы должны называть Её блаженною, Она говорит, что удел Её - одно уничижение, и что тайна совершающаяся в ней, доказывает только всемогущество и благость Бога, Который никогда не переставал и не перестанет покровительствовать народу Своему и пещись о доставлении ему обладания великими благами, обещанными верным.
Потщимся и мы, по примеру Пресв. Девы Марии, освящать наши свидания и беседы, служащие для многих Христиан поводом к стольким грехам; будем, подобно Ей, убегать всех разговоров, чуждых святости, пустых и бесполезных. Если дух наш нуждается в отдохновении, постараемся, сколько возможно, чтобы наши беседы служили к соделанию нас более добродетельными или, по крайней мере, к умножению наших познаний и средств делать добро. Изгоним эти ребячества, унижающие и стесняющие душу. Будем скромны: в обществе нет ничего несноснее этих беспрестанных говорунов, которые не могут удержать своего, часто разглашают то, о чём гораздо лучше бы было молчать, высказывают свои мысли, не дав им времени прийти в должный порядок в голове, и, одним словом, имеют талант надоедать всем, становясь сами смешными. От скольких ошибок и неприятностей избавились бы мы, если бы имели счастливую привычку владеть собой и быть осторожными в словах!
Рождество Господа нашего Иисуса Христа
( Ев. От Луки гл. 11)"В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле, подвластной Римской Империи. Сия перепись была первая в правление Квириния Сирией. И пошли все вписываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем (потому что был из дома и рода Давидова), вписаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. В бытность их там наступило время родить Ей. И родила Сына своего первенца и единородного, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице».«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. Ангел сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всему народу; Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, к человекам благоволение».«Пастухи, по отшествии от них Ангелов на небо, говорили между собой: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам. И пришли поспешно, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали то, что сказано им о Младенце сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. По прошествие осмии дней, когда надлежало обрезать (Младенца), дали Ему имя Иисус, наречённое Ангелом до зачатия Его во чреве».НАЗИДАТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯРимская Империя никогда не была так обширна и могущественна, как при Цезаре Августе. Так как самая большая и лучшая часть из трёх, тогда известных стран света, покорилась власти Римлян, то они и называли себя владыками всей земли. Посему Август, желая с точностью знать силы и доходы Империи, велел сделать перепись своим подданным и наложил на них поголовную подать, которая взыскивалась со всех. Для этого каждому должно было придти на родину, записаться в общие списки и заплатить за себя назначенную сумму. Сей Государь имел при этом, вероятно, только тщеславные и корыстные виды: но Божественный Промысл устроил это так для того, чтобы Иосиф и Мария принуждены были придти в Вифлеем, и Мессия родился в том городе, в котором, по предсказаниям Пророков, Он должен был родиться. Как мысли Божии далеки от мыслей человеческих!.Иосиф и Мария не нашли никого из своего колена, ни из своих родных, кто бы принял их в своем доме. Сильные земли имеют великолепные дворцы, самый бедный ремесленник живет в доме; а Господь и Владыка вселенной при Своём рождении не находит другого убежища от холода и суровости воздуха кроме вертепа. С самого Своего явления в мир, Божественный Спаситель должен был испытать со стороны людей жестокость и презрение. И не богатым, не умным людям в Вифлееме Бог возвестил с самого начала рождение Своего Сына: гордость, скупость и изнеженность послужили бы сильным препятствием к тому, чтоб идти поклониться обнищавшему, страждущему и уничиженному. Прежде всего возвещено было об Иисусе Христе пастухам, людям бедным, низким и привыкшим к работе: они то были способнее других к тому, чтобы простою и пламенной верой принять тайны религии, которые Бог благоволит открывать людям малым и скрывает от великих.